Гидроэнергетика страны и таксономия от Минэкономразвития

Гидроэнергетика страны и таксономия от Минэкономразвития

30 Апреля 2021

В апреле 2021 года Ассоциация принимала участие в совещаниях Минэнерго России и в значимых общественных мероприятиях, на которых представляла отраслевую позицию по вопросам низкоуглеродного регулирования. В ходе обсуждений затрагивались предложения Минэкономразвития России по таксономии зеленых проектов и определения критериев соответствия проектов ГЭС и ГАЭС (в т.ч. новое строительство и реконструкция) критериям, определенным для зеленых проектов Методическими рекомендациями по отнесению финансовых инструментов к финансовым инструментам, направленным на финансирование проектов устойчивого (в том числе зеленого) развития.


30 апреля в статье  газеты Известия «Полный ГЭС: бизнес попросил облегчить доступ к «зеленому» финансированию» были представлены позиции заинтересованных органов власти и Ассоциации. 

https://iz.ru/1158128/valerii-voronov/polnyi-ges-biznes-poprosil-oblegchit-dostup-k-zelenomu-finansirovaniiu

Справочно: таксономия зеленых проектов определяет направления реализации зеленых проектов, приоритетные цели которых связаны с положительным воздействием на окружающую среду, экологическую безопасность и климат: сохранение, охрана или улучшение состояния окружающей среды, снижение выбросов и сбросов загрязняющих веществ и/или предотвращение их влияния на окружающую среду, сокращение выбросов парниковых газов, энергосбережение и повышение эффективности использования ресурсов.

По итогам обсуждений с организациями, входящим в состав Ассоциации, была направлена заместителю Министра энергетики России П.Н.Сниккарсу и заместителю Министра экономического развития России И.Э.Торосову общая позиция о недопустимости отнесения проектов, касающихся ГЭС и ГАЭС, к зеленым или не зелёным, руководствуясь величиной их установленной мощности, а также применения к ним критериев соответствия, которые не применяются к другим видам ВИЭ (СЭС и ВЭС).


Озабоченность представителей отраслевого сообщества была представлена в развернутых ответах Исполнительного директора Ассоциации на вопросы издательства газеты Известия:

Чем объясняется необходимость направления писем в Минэнерго и Минэкономразвития России.  Почему необходимо признать, что ГЭС любой мощности (а не только те, что мощности менее 25 МВТ) соответствуют таксономии зеленых проектов без дополнительных критериев?

Прежде всего тем, что Минэкономразвития России при подготовке распоряжения Правительства Российской Федерации «Об утверждении целей и основных направлений устойчивого (в том числе зеленого) развития, критериев проектов развития, требований к системе верификации проектов развития, подходов к оценке воздействия проектов развития на окружающую среду и климат», безусловно, должно руководствоваться действующим законодательством Российской Федерации.  Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» определяет, что объекты гидроэнергетики, вне зависимости от величины установленной мощности относятся к возобновляемым источникам энергии. Поэтому Ассоциация «Гидроэнергетика России» и входящие в ее состав члены, а это компании, владеющие 96% ГЭС и ГАЭС нашей страны, обратили внимание министерств на нецелесообразность создания нового определения чистой энергетики на основе ВИЭ. Ни на ВЭС, ни на СЭС никаких ограничений в проекте постановления по мощности не распространяется, как нет и ограничений на соответствие каким-то еще критериям. В качестве критериев, судя по всему, разработчики таксономии зеленых проектов предполагают использовать критерии группы зарубежных компаний, в т.ч. основанные на оценке выбросов парниковых газов с поверхности водохранилищ энергетического назначения. На совещаниях в Минэнерго России (последнее в начале апреля 2020 г.), посвященных данной тематике, и в указанных обращениях отмечалось, что, начиная с 2017 года, Ассоциация проводила большую работу в области устойчивого развития и оценки воздействия гидроэнергетических объектов на окружающую среду. Разрабатывались национальные стандарты, система оценки соответствия гидроэнергетических объектов критериям устойчивого развития с учетом требований действующего законодательства РФ, расчетная методика оценки выбросов парниковых газов и поглощающей способности пресноводных водохранилищ эксплуатирующихся ГЭС и др.  На основании проведенных научных работ были исследованы процессы выбросов и поглощения парниковых газов водохранилищами ГЭС России и подтверждена в результате натурных измерений их углеродная нейтральность. В частности, в научно-исследовательской работе Ассоциации, выполненной в 2018 году кафедрой общей биологии МГУ в строгом соответствии с методиками Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК -  была основана в 1988 году Всемирной метеорологической организацией (ВМО) и Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) и позднее была одобрена Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций.), были исследованы все водохранилища ГЭС страны и показано, что они ежегодно выбрасывают 4,65 млн. тонн парниковых газов (0,3% от совокупных антропогенных выбросов), включая 3,52 млн. тонн метана и 1,13 млн. тонн СО2. При этом в донных отложениях ежегодно захоранивается 5,21 млн. тонн парниковых газов. Таким образом, водохранилища ГЭС России не только не выбрасывают парниковые газы, но даже поглощают их в объеме 0,56 млн. тонн в год. Согласно указанному исследованию, углеродная нейтральность водохранилищ ГЭС России обусловлена, прежде всего возрастом их строительства. Около 80% водохранилищ ГЭС и ГАЭС, поверхность которых в совокупности составляет 95% от общей площади водохранилищ гидроэлектростанций, были построены более 20 лет назад. А в соответствии с действующей Методикой МГЭИК эти водоемы не имеют эмиссии CO2 от разложения затопленного органического вещества. Кроме того, почти 90 % водохранилищ ГЭС России расположены в полярной, бориальной и холодных климатических зонах, в которых эмиссия метана в десятки и в сотни раз меньше, чем в теплых климатических зонах. Полученные в ходе НИР показатели были подтверждены данными натурных исследований, проведенных авторитетными научными организациями в рамках работ АО «ЕвроСибЭнерго» и ПАО «РусГидро». Работы по контролю выбросов и поглощению парниковых газов с поверхности водохранилищ ГЭС и ГАЭС продолжаются и сейчас, в т.ч. с участием авторитетных экспертов МГЭИК. Попытки дискредитировать гидроэнергетику со стороны «угольного лобби» путем демонстрации отдельных бразильских и африканских проектов предпринимаются в мире с конца 90-х годов и особенно активно в 2000–х. Невозможно допустить перенос этого необоснованного давления на российскую гидроэнергетику, отрасль, которой наша страна заслуженно гордилась и не меньше, чем освоением космоса. Поэтому использовать навязываемые нам критерии оценки без дополнительного учета особенностей нашей страны недопустимо. Именно благодаря ГЭС в нашей стране на более чем 200 млн. тонн. меньше выбрасывается парниковых газов (обращаю внимание, что указанная выше эмиссия СО2 водохранилищ без поглощения ими всего - 4,65 млн. тонн). Только гидроэнергетика страны может позволить смягчить последствия от возможного введения западом трансграничного углеродного регулирования. По объему вырабатываемой электроэнергии она была и остается главным источником ВИЭ и в России (ГЭС -20 %, СЭС- 0,19 %, ВЭС – 0,13% от общей выработки), и в мире (ГЭС - 18%, ВЭС - 7%, СЭС- 3%).

Если такое решение не будет принято, и крупные мощные ГЭС не признают соответствующими зелёным проектам, какие это может нести риски для гидроэнергетики и для рынка?

В проекты нового строительства гидроэлектростанций, а также в проекты технического перевооружения и модернизации оборудования российских ГЭС и ГАЭС будет сложнее и дороже привлекать инвестиционные средства, как на международных финансовых площадках, так и у нас в стране. Получив один раз ошибочное клеймо «грязного» источника энергии от своих же государственных операторов, будет крайне сложно от него избавиться. Правительству страны совместно с научным сообществом и ведущими гидроэнергетическими компаниями необходимо последовательно отстаивать позицию о безусловной чистоте российской гидроэнергетики на международных площадках и в двухсторонних переговорах, а также содействовать развитию этой отрасли, одной из немногих отечественных отраслей, сохраняющих пока лидирующую по мощности (52 ГВт) позицию в мире и входит в пятерку крупнейших после Китая, Бразилии, США, Канады. А развиваться гидроэнергетике есть куда – гидропотенциал мы используем пока только на 20 %. Развитие гидроэнергетической отрасли, безусловно, должно найти отражение в Стратегии социально-экономического развития РФ с низким уровнем выбросов парниковых газов до 2050 г.

Какие льготы даст предприятиям признание их зелёными проектами, согласно разрабатываемыми правительством мерами?

В настоящее время в РФ практически нет инструментов поддержки, которые бы были направлены прямо на стимулирование низкоуглеродного развития.
Закрепление в нормативных документах и в сознании лиц, принимающих решения, понимания того, что гидроэнергетические проекты являются безальтернативно самыми зелеными, позволит:
· Получать под их реализацию кредиты с пониженной процентной ставкой;
· Заключать прямые договоры на поставку электроэнергии заинтересованным, ориентированным на принципы ESG организациям;
· Активно развивать и использовать механизм «низкоуглеродных» (зеленых) сертификатов; 
· Получать в перспективе налоговые послабления при инвестировании в строительство или реконструкцию ГЭС и ГАЭС;
· Участвовать в торговле углеродными единицами (в перспективе).


 

Вернуться к списку