12 апреля 2025 года Правительство России утвердило Энергетическую стратегию Российской Федерации на период до 2050 года. В документе справедливо в качестве главной задачи в области гидроэнергетики определено повышение эффективности освоения и использования гидропотенциала Российской Федерации.
На территории Российской Федерации сосредоточено около 9% мировых запасов гидроэнергии. По обеспеченности гидроэнергетическими ресурсами Россия занимает второе, после КНР, место в мире. Гидроэнергетический потенциал нашей страны, использование которого экономически целесообразно в настоящее время, составляет примерно 850 ТВт·ч. При этом степень его освоения невысока – немногим более 20%. Это один из самых низких уровней использования гидроэнергетических ресурсов среди развитых и развивающихся стран.
Развитие гидроэнергетики в условиях растущего спроса на электроэнергию является правильным и актуальным стратегическим решением государства. Возведение 7 новых ГЭС и 5 ГАЭС общей мощностью на 7,5 ГВт уже включено в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2042 года, утвержденную Правительством России 30 декабря 2024 года.
Сегодня в стране в гидроэнергетике на всех стадиях жизненного цикла существует полный технологический суверенитет. Быстрое начало реализации проектов возведения новых ГЭС и ГАЭС позволит сохранить и усилить отраслевые технологии производства.
Однако после достройки ПАО «РусГидро» Усть-Среднеканской ГЭС не ведется строительство ни одной крупной гидроэлектростанции. Поэтому в качестве одной из первоочередных мер Энергостратегия-2050 предусматривает создание условий инвестиционной привлекательности гидроэнергетики, обеспечивающей, помимо прочего, комплексный мультипликативный эффект для экономики Российской Федерации.
Главной причиной прекращения строительства ГЭС и ГАЭС является отсутствие каких-либо механизмов возврата инвестиций и государственной поддержки. В соответствии с позицией Ассоциации «Гидроэнергетика России», направленной по запросу в федеральные органы власти, одной из ключевых мер поддержки проектов строительства новых гидроэлектростанций должно стать возобновление использования механизма заключения договоров о предоставлении мощности, обеспечивающих возврат инвестиций в строительство новых ГЭС и ГАЭС (ДПМ ГЭС/ГАЭС). Этот механизм возврата инвестиций в гидроэнергетике действовал в период 2010-2019 гг. и позволил ввести в эксплуатацию ряд больших гидроэлектростанций – советских долгостроев.
Еще одной из значимых мер, необходимых для строительства ГЭС, включенных в Энергостратегию-2050, является совершенствование законодательства Российской Федерации в части определения правового порядка создания, эксплуатации и статуса водохранилищ гидроэлектростанций. Неопределенность правового статуса водохранилища до его наполнения водой является базовой проблемой, из-за которой возникают сложности при проектировании, проведении экспертизы, принятии решений о строительстве, назначении заказчиков, организации строительства и приемке в эксплуатацию водохранилищ. Отсутствие процедур инициирования создания водохранилища, принятия решения о его создании также является существенным пробелом, не позволяющим обеспечить строительство водохранилищ.
Водохранилище является объектом федеральной собственности комплексного назначения. Создание водохранилища приносит социально-экономические эффекты для развития территорий и отраслей экономики: снижает негативное воздействие паводков, обеспечивает стратегический запас пресной воды, покрывает потребности водопользователей промышленного, коммунального и сельскохозяйственного комплексов, способствует развитию судоходства, туризма, рыбного хозяйства. Для реализации проектов строительства ГЭС и ГАЭС необходимо осуществить внесение изменений и дополнений в законодательные акты Российской, обеспечивающие системную регламентацию вопросов создания водохранилищ.
Строительство и эксплуатация ГЭС всегда дает стране комплексный социально-экономический эффект. По данным проведенных гидроэнергетическими компаниями совместно с ЦСР и НИУ ВШЭ исследований оценки эффектов по 7 ГЭС, включенных в Генеральную схему-2042, за период строительства и 30-ти лет эксплуатации составляют: суммарная величина дополнительного валового регионального продукта - примерно 3 трлн. руб.; налоговые поступления– около 1,4 трлн. руб.; суммарный противопаводковый эффект в 4-х регионах, для которых актуальна данная проблема – 131 млрд. руб.; сокращение одних лишь прямых выбросов парниковых газов за счет поглощающей способности водохранилищ – 11,4 млн. т СО2 эквивалента. Суммарные социально-экономические эффекты для государства кратно превышают объемы средств, направленных на строительство гидроэнергетических объектов: усредненный бюджетный эффект на 1 рубль инвестиций в гидроэнергетические проекты, включенные в Генсхему-2042, составляет от 2,5 до 4,0 руб.
Ассоциация "Гидроэнергетика России" принимала участие в формирование как Энергетической стратегии до 2050 года, так и Генеральной схемы размещения объектов электроэнергетики до 2042 года и с удовлетворением отмечает единство целей и подходов государства и экспертного отраслевого сообщества к стратегии развития гидроэнергетической отрасли страны.