Интервью исполнительного директора Ассоциации «Гидроэнергетика России» Олега ЛУШНИКОВА журналу "Энергетика и Промышленность"
19.02.2025

Интервью исполнительного директора Ассоциации «Гидроэнергетика России» Олега ЛУШНИКОВА журналу "Энергетика и Промышленность"

Мега-координатор требуется гидроэнергетике России

Непростая ситуация сложилась в российской гидроэнергетике. С одной стороны, очевидно, что имеется огромный потенциал для ее развития и строительства новых объектов, отвечающих зеленой повестке и ужесточающимся требованиям к маневренности генерирующих объектов в энергосистеме, с другой— существует много сложностей, которые существенно тормозят эти процессы. О некоторых из них эксперты рассказали в январском номере журнала «ЭПР. В этом решили продолжить тему и дать слово другим участникам отрасли.
Валерий Пресняков, главный редактор газеты «Энергетика и промышленность России».

Потенциал есть, эффективность низкая

Казалось бы, у гидроэнергетиков есть своя отраслевая ассоциация, одна из приоритетных задач которой - работа с органами власти и донесение до них общей отраслевой позиции - решается в рамках осуществляемого активного взаимодействия с Аппаратом Правительства РФ, Государственной Думой РФ, Минэнерго России, Минпромторгом России, Минсельхозом России и другими заинтересованными федеральными и региональными органами власти. Результаты совместных совещаний с властью и протокольные поручения Ассоциации от руководства указанных органов по ряду значимых для гидроэнергетики вопросов, подтверждают определенный кредит доверия к структуре. Получается, консолидированное мнение гидроэнергетиков необходимо для выработки позиции государства и кажется, что его слышат, но решения принимаются не всегда соответствующие. Почему так происходит и будут ли в нашей стране строиться новые ГЭС и ГАЭС, рассуждает исполнительный директор Ассоциации организаций и работников гидроэнергетики «Гидроэнергетика России» Олег ЛУШНИКОВ.

Исследования гидроэнергетических ресурсов нужны, но системно не проводятся

Верю, что новые гидроэнергетические объекты будут строиться, тем более что Россия имеет колоссальный речной сток 4300 куб км/год (9,5% мирового стока рек). И обладает гидропотенциалом, позволяющим практически полностью удовлетворить потребности ее населения и промышленности в электроэнергии – почти 900 млрд. кВтч/год (согласно проведенных оценок 60-70 х годов прошлого столетия).

Во многих республиках СССР действовали филиалы Всесоюзного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института «Гидропроект» имени С. Я. Жука: в Москве, Ленинграде, Харькове, Ташкенте, Тбилиси, Баку, Ереване, Красноярске, Куйбышеве, Алма-Ате и других городах. Их работа позволила спроектировать и построить более 280 ГЭС в нашей стране и зарубежных странах. Каждый из них регулярно организовывал пять-шесть экспедиций в год для изучения створов рек для строительства новых гидротехнических объектов. На основании полученных данных по заказу государства разрабатывались водноэнергетические схемы, определяющие пути комплексного использования и охраны водных ресурсов СССР, проекты гидроэлектростанций, судоходных сооружений, каналов промышленного водоснабжения. Сейчас такая работа практически не ведется, что не позволяет в нашей стране эффективно защищать территории от паводков, полноценно по-хозяйски использовать имеющиеся водные ресурсы не только для развития гидроэнергетики, но и для водообеспечения промышленности, населения, обеспечения водного транспорта, развития сельского и рыбного хозяйства, развития туризма и рекреационной инфраструктуры - всего того, что сегодня именуется «синей экономикой».

При этом необходимо учесть, что в советское время был изучен далеко не весь водный потенциал. А те данные, которые дошли до нас, требуют уточнения, в связи с происходящими климатическими процессами, изменением гидрологии рек, трансформацией их водосборной поверхности, застройкой и освоением территории. Получается, створы для строительства новых ГЭС, которые могут заинтересовать потенциального инвестора, в лучшем случае были исследованы ранее и требуют проведения дополнительных изысканий, что безусловно требует времени и финансирования из средств заинтересованных инвесторов.

Несколько лет назад Минэнерго России предлагало за счет средств одного из институтов развития провести изыскания для определения эффективных створов рек для строительства малых ГЭС, а затем эти створы разыграть на конкурсе, включив в их стоимость предпроектные работы и проведение изысканий. Понятно, что этот подход не нашел поддержки ни у институтов развития, ни у потенциальных инвесторов в строительство ГЭС.

Мы с коллегами из Центра Стратегических Разработок проанализировали данные о более чем 10 000 проектов ГЭС общей мощностью более 340 ГВт, реализованных в мире с 2010 г. В них государственному сектору принадлежит более 70% активов. Частные инвесторы не готовы вкладывать средства в большие и сложные гидроэнергетические проекты и с большей готовностью вкладываются в проекты малых ГЭС, ВЭС и СЭС.

Мировой опыт показывает, что создание крупных гидроэлектростанций невозможно без мер государственной поддержки в том или ином виде. В зарубежной практике известны различные способы стимулирования. Основными мерами являются:

- обязательства по минимальной выработке (Индия, США);

- ценовое регулирование, налоговые льготы, (Турция);

- рыночные надбавки (станы Европы).

Наибольших успехов в строительстве ГЭС добился Китай, который характеризуется широким спектром мер государственной поддержки: государственное софинансирование, целевые кредиты госбанков (до 50% капитальных затрат), разнообразные налоговые льготы.

Правительства практически всех государств, заинтересованных в освоении гидроэнергопотенциала, максимально упрощают административные процедуры согласований, получения лицензий и оформления земельных участков и водных объектов.

В качестве примеров, демотивирующих наших инвесторов вкладывать средства даже в рамках государственной программы поддержки проектов ВИЭ в части малых ГЭС, приведу следующие, которые Ассоциация представляла на совещаниях в Правительстве РФ. Так, в отношении малой ГЭС мощностью 8,1 МВт в Карелии, рассчитанный по Методике определения последствий воздействия на состояние водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденной приказом Росрыболовства от 06.05.2020 № 238, ежегодный размер компенсационных мероприятий оценивается в 200 млн. рублей при общей стоимости строительства порядка 1,4 млрд. рублей. Расчеты, выполненные подведомственной Росрыболовству организацией, при проектировании и строительстве малой ГЭС в Мурманской области мощностью 16,5 МВт показали, что, якобы, вред водным биоресурсам составит ежегодно до 8,7 млрд. рублей.

Правительство поддержало позицию Минэнерго России и нашей Ассоциации, подкреплённую научным заключением о необходимости кардинальной переработки указанной выше Методики, подписанную Президентом РАН Г.Я.Красниковым и академиками РАН. В настоящее время переработка Методики проводится. Кстати, стоит отметить, что большая часть створов рек, в которых были построены гидроэлектростанции, ранее не использовалась для промышленного вылова рыбы, а после строительства водохранилищ рыбопродуктивность этих участков реки возрастала в несколько раз – Зейская ГЭС и др.

Еще пример, когда организация, входящая в состав нашей Ассоциации, отказалась от проектирования и строительства малой ГЭС в рамках программы ДПМ ВИЭ в Забайкальском крае, столкнувшись с тем, что при проведении предпроектных работ получила ответ от центра охраны и сохранения объектов культурного наследия, что полевые работы на объектах археологического наследия в районе предполагаемого строительства согласно предварительным сметным расчетам составят от 1,5 до 2-х млрд. руб., а срок их проведения – 17 месяцев. Потери инвестора составили десятки млн. рублей. Выходит, что и археологию надо финансировать за счет инвестиций в гидроэнергетику.

Эти и подобные примеры мы неоднократно представляли и в Минэнерго России, и в Аппарат Правительства, отрабатывая их соответствующие поручения.

Теперь о том, что гидроэнергетики говорят логичные и подтвержденные фактическими данными вещи, и лица, принимающие решения, казалось бы, согласны с ними, а вот сами решения получаются отличными от общей позиции.

Совместно с Минэнерго России определили, что причиной отсутствия заявок потенциальных инвесторов на конкурсном отборе 2023 года в части проектов строительства малых ГЭС, реализуемых в рамках государственной программы поддержки ВИЭ (ДПМ ВИЭ), является их экономическая неэффективность. С ведущими гидроэнергетическими компаниями, заводами-производителями гидроэнергетического оборудования, проектными институтами и специализированными строительными компаниями подготовили комплекс предложений по внесению изменений в эту программу, а принятые в органах власти решения получились половинчатыми, нечеткими, без привязки к выявленным отраслевым проблемам. Ассоциация еще несколько раз обращала на это внимание руководителей регуляторов. В результате на конкурсный отбор в конце 2024 года ни одной заявки на строительство малой ГЭС подано не было. Сейчас, руководствуясь поручением вице-премьера Правительства РФ, все вместе с ФОИВами снова проводим «работу над ошибками», причем не только для малых, но и для больших ГЭС.

Проекты по строительству крупных ГЭС — капиталоемкие, достаточно длительные (проектирование и строительство занимает от 10 до 12 лет) и более сложные с точки зрения возведения, зато срок их службы в разы превышает другие виды генерации. Никакой другой вид генерации не имеет таких уникальных маневренных характеристик и такого паркового ресурса. Например, Волховская ГЭС отметит в следующем году столетний юбилей с момента пуска.

Еще раз повторюсь, строительство новых гидрогенерирующих объектов, включенных в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики до 2042 года, невозможно без появления понятных механизмов, обеспечивающих возврат инвестиций. Механизм должен предусматривать равные возможности для всех заинтересованных отраслевых компаний. Гидроэнергетические компании, которые, в том числе, входят в нашу Ассоциацию, сейчас сами осуществляют масштабные программы модернизации и реконструкции оборудования в среднем ежегодно вкладывая 40-50 млрд рублей в эту работу, поэтому финансировать еще и строительство новых объектов не смогут.

Свято место пусто не бывает

В части гидроэнергетики необходимо отметить, что в Российской Федерации производится все основное оборудование для гидроэлектростанций и критической зависимости от зарубежных поставок нет. По данным Росстата, за последние 15 лет в стране произведено турбин гидравлических в объеме 26,3 ГВт.

Готовность российского энергомашиностроительного комплекса ежегодно производить в 2024-2040 годах до 4000 МВт гидротурбин и до 4400 МВт генераторов при наличии утвержденных планов строительства объектов гидрогенерации подтверждена основными предприятиями-поставщиками энергомашиностроительного комплекса: ПАО «Силовые машины», АО «ТЯЖМАШ», НПО «ЭЛСИБ», ООО «Электротяжмаш-Привод».

В период с 2010 по 2025 г. фактический накопленный объем инвестиций в гидроэнергетику по данными компаний отрасли составил более 900 млрд. руб. За этот период введены в эксплуатацию более 7000 МВт новых мощностей ГЭС и ГАЭС. Основной прирост новых мощностей пришелся за счет проектов, разработанных и начатых еще в период СССР: Бурейскую ГЭС (2010 МВт), Богучанскую ГЭС (2997 МВт), Зарамагскую ГЭС‑1 (346 МВт), Усть-Среднеканскую ГЭС (570 МВт ).

Ведущие российские производители гидросилового оборудования поставляют свою продукцию в 15 стран мира. Начиная с 2010 года завершены проекты строительства и модернизации оборудования во Вьетнаме, Лаосе, Киргизии и Таджикистане.

Мы могли бы активнее сотрудничать с другими странами в части строительства ГЭС на их территориях, но из-за того, что наше государство перестало активно поддерживать и развивать собственную гидрогенерацию, мы упускаем эту возможность и на грани потери компетенций. В этом нашей российской атомной энергетике можно по-хорошему позавидовать.

Свято место пусто не бывает: китайцы буквально за 30 лет хорошо научились, в том числе с помощью российских специалистов, быстро возводить ГЭС и ГАЭС в самых дальних и самых малоразвитых странах, входя в них со своим капиталом, инжинирингом, технологиями, поставщиками оборудования, стройматериалами и со своим персоналом.

Вместе с тем, по величине установленной мощности ГЭС и ГАЭС Россия сохраняет позицию в числе первой пятерки стран-лидеров.

О роли личности и кто возьмет на себя ответственность?

Как я уже упомянул, последний крупный гидроэнергетический объект - Усть-Среднеканская ГЭС - был введен в декабре 2024 года. В настоящее время крупные ГЭС не строятся в нашей стране. Практически все последние большие гидроэлектростанции и их водохранилища возводились в соответствии с решениями курирующих вице-премьеров.

Речь, конечно, не идет о создании отдельного министерства или агентства для нужд гидроэнергетики, ни о возрождении Госплана, хотя порой масштаб межведомственных задач в гидроэнергетике ему соответствует. Отмечу, что в СССР в период активного строительства ГЭС в ЦК КПСС был отдел, который отвечал, в том числе за развитие гидроэнергетики. В нем работал Алексей Николаевич Марчук – советский и российский учёный, доктор технических наук, один из известнейших людей в гидроэнергетике, строивший Братскую ГЭС и воспетый в песнях А.Пахмутовой и Н.Добронрава.

Несколько лет назад мы проводили мероприятие в рамках Российской энергетической недели, в ходе которого производители оборудования и участники отрасли обсуждали модернизацию и реконструкцию ГЭС. Тогда начальник департамента, а сейчас заместитель Министра энергетики РФ Евгений Петрович Грабчак, участвовавший в «круглом столе», отметил, что в министерстве есть люди, курирующие другие виды генерации, но никто не отвечает за вопросы сохранения и развитие гидроэнергетики -той отрасли, которой гордится вся страна и которая до сих пор имеет потенциал для экспорта продукции и проектов за рубеж.

Из-за застарелых пробелов в отраслевом нормативно-правовом регулировании, многие решения проходят через тернии межведомственных согласований. Нужна осознанная политика государства, направленная на развитие отрасли. Тогда, очевидно, более ярко обозначится поддержка и на уровне Правительства Российской Федерации, и на уровне Минэнерго России, и на уровне других министерств.

Отмечая роль личности в истории энергетики, не могу не упомянуть человека, без которого такой масштабной гидроэнергетики в нашей стране очевидно не было бы - Петра Степановича Непорожнего, как не было бы такой передовой атомной энергетики, да и ЕЭС СССР тоже бы не было. Будучи Министром энергетики, он учил нас студентов МЭИ основам профессии, но сейчас понимаю, не учил, а вводил в свою веру. Будем верить!

Справка ЭПР

Ассоциация «Гидроэнергетика России» - единственное в России профессиональное объединение гидроэнергетических компаний. Создана в марте 2004 года. Миссия Ассоциации - содействовать развитию гидроэнергетического комплекса РФ, повышению надежности и эффективности его работы.

Основные направления деятельности Ассоциации:

- обеспечение эффективного взаимодействия между отраслевыми компаниями для определения и совместного решения задач, стоящих перед отечественной гидроэнергетикой;

- обеспечение взаимовыгодного сотрудничества с профильными зарубежными и международными организациями;

- выполнение актуальных работ в сфере технического регулирования и стандартизации;

- организация обмена знаниями и опытом в области гидроэнергетики.

Ассоциация организует разработку проектов НПА, осуществляет исследования по различным направлениям деятельности отрасли, в т.ч. НИР и НИОКР. В мероприятиях, проводимых Ассоциацией, ежегодно участвуют от 400 до 700 человек.

Совместно с профильными министерствами организует проведение всероссийских конкурсов на лучшую научную и учебную работу во области гидроэнергетики.

Уникальная Электронная библиотека Ассоциации содержит более 4 тысяч изданий, связанных с гидроэнергетикой.

Ассоциация является секретариатом Подкомитета по стандартизации «Гидроэлектростанции» (ПК-4) в структуре Технического комитета по стандартизации «Электроэнергетика» (ТК 016). Кроме того, Ассоциация обеспечивает деятельность Российского национального комитета (РНК) Международной комиссии по большим плотинам (ICOLD). 

Ассоциация участвует в деятельности рабочих групп Минэнерго России и в профильных экспертных советах Государственной думы Федерального Собрания Российской Федерации.


Источник:

https://www.eprussia.ru/epr/503-504/9871462.htm?sphrase_id=10456977

 





×
Вход на сайт