Интервью генерального директора «Ленгидропроекта» Игоря Жежеля журналу "Энергетика и Промышленность"
07.02.2025

Интервью генерального директора «Ленгидропроекта» Игоря Жежеля журналу "Энергетика и Промышленность"


Мега-координатор требуется гидроэнергетике России

Удивительная история происходит с большой гидроэнергетикой. Есть понимание ее востребованности. Есть понимание ее выгодности чуть ли не на столетия. Есть понимание того, какой мощный позитивный эффект она в целом оказывает на экономику страны или отдельных регионов.

И одновременно — полное отсутствие четких и ясных перспектив для появления (проектирования и строительства) новых больших объектов гидрогенерации, несмотря на планы, озвученные в недавно принятой схеме развития энергетики России до 2042 года.

Поясню: есть планы введения 7,8 ГВт ГЭС и ГАЭС. Есть вектор на развитие гидропотенциала Сибири и Дальнего Востока. Планируются отдельные проекты по строительству гидроаккумулирующих электростанций.

А вот уверенности, что они будут реализованы, — нет. Почему? Можно ли с этого места подробнее? Да, можно. Именно для этого мы поговорили с экспертами. Их мнения и выводы очень интересны.

Валерий Пресняков, главный редактор газеты «Энергетика и промышленность России»

«Тушить пожары» — не выход

В настоящее время в России не так много организаций, имеющих необходимые компетенции для проектирования гидротехнических сооружений. Одна из них — АО «Ленгидропроект», созданная в 1917 году, ориентирована, в первую очередь, на проектирование новых гидроэнергетических объектов, при этом несколько последних десятилетий специалисты института в основном решают задачи по реконструкции и модернизации действующих ГЭС.

По мнению генерального директора «Ленгидропроекта» Игоря Жежеля, камнем преткновения является короткий горизонт планирования в энергетике и отсутствие поддержки со стороны государства:

«Несмотря на актуальность зеленой повестки и наличия второго по величине в мире гидроэнергетического потенциала, на 1 января 2025 года в Российской Федерации не строится ни одной новой крупной ГЭС. Последняя знаковая станция, строительство которой было начато еще в далеком 1991 году, Усть-Среднеканская ГЭС, в декабре 2024 года введена в эксплуатацию.

Подобное положение дел беспокоит не только нас, проектировщиков, но и строителей, производителей оборудования и многочисленных участников отрасли. Отсутствие новых объектов приведет к потере компетенций в гидростроительстве, снижению загрузки крупных отечественных предприятий, выпускающих оборудование для ГЭС.

Доля отечественного оборудования на ГЭС достигает 100%. Мы говорим, что нам нужны отечественные решения по генераторам, трансформаторам, высоковольтному оборудованию, но производители не видят перспектив выпуска такой продукции: на действующих станциях реконструкции проводятся, а что будет дальше, неизвестно — конкретики по новым объектам, куда оно могло бы поставляться, нет.

В Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики сегодня включены ряд ГЭС, наработки по которым выполнялись 30–40 лет назад. В этот период по заказу государства разрабатывались схемы использования гидропотенциала рек практически по всем регионам. Инициатором и инвестором данных работ выступало государство. К сожалению, за последние 40 лет запросов, в том числе от организаций, которые владеют или занимаются эксплуатаций ГЭС, об актуализации этой информации, не поступало за редким исключением — был запрос от ТГК-1 в части малых ГЭС и от Эн+ по одному из регионов.

Ситуация за прошедшие десятилетия сильно поменялась. Изменилась гидрология многих водотоков, параметры гидросилового и гидротехнического оборудования, нормативные требования к документации. Ужесточились экологические требования, образовались особо охраняемые природные территории, на территориях, где планировалось размещение гидротехнических сооружений, сегодня появились объекты промышленного и гражданского строительства.

Сегодня крайне важно актуализировать ранее наработанные материалы. Обратить внимание на регионы, в которых ожидается дефицит электроэнергии. А для этого нужно еще и формировать прогнозы на период до 20 лет.

С учетом прогнозируемого в Генсхеме строительства атомных станций необходимо актуализировать наработки по перспективным ГАЭС. Использование ГАЭС для балансировки генерации и потребления является успешной мировой практикой.

Представляется, что некие координационные функции могло бы взять на себя Минэнерго России — предусмотрев соответствующие средства, выступить заказчиком с точки зрения схем использования водного потенциала того или иного региона. Можно поручить это организациям, работающим в данной сфере, поставив перед ними четкие задачи и сроки.

Горизонт планирования надо увеличивать

Опираясь на расчеты Системного оператора относительно прогнозируемого дефицита электроэнергии в десятилетнем периоде по регионам, можно рассмотреть варианты создания дополнительных источников гидрогенерации, что позволит закрыть потребность в электроэнергии на таких территориях и придать им импульс для развития.

Вместе с тем, схемы и программы развития электроэнергетических систем России (СиПР) утверждаются в регионах на шесть лет. Для нас это стало проблемой. При проектировании новых станций, которые будут введены в эксплуатацию за пределами сроков утвержденных СиПРов, Системный оператор не согласовывает технические задания на разработку схем выдачи мощности объектов. Соответственно, не выдает расчетные модели для того, чтобы мы могли под эти станции полноценно разработать проектную документацию. Это связано с тем, что по информации от СО ЕЭС они не понимают ситуацию, которая будет в энергетике условно через 10 лет на момент ввода станции.

У нас же срок проектирования и строительства большой ГЭС выходит за пределы шести лет. Как вариант, можно пойти по пути коллег из атомной отрасли — предлагать временные решения, которые через какое-то время придется корректировать и заново согласовывать.

Хотелось бы обратиться к профильному министерству с просьбой увеличить горизонт планирования в энергетике хотя бы на 12−15 лет. Станции, которые мы запроектируем в ближайшее время, учитывая потребности регионов, необходимо рассматривать в периоде 10–15 лет, искать узкие места, прорабатывать варианты по дополнительным створам и схемам. За последние 20 лет эта работа умерла — никого на сегодняшний день не интересуют схемы развития с горизонтом планирования 20−25 лет.

Нельзя жить и планировать для страны в диапазоне 5−10 лет. В противном случае так и будем, образно говоря, тушить пожары, строя точечно тепловые станции для покрытия дефицита электроэнергии.

Конечно, в полтора раза быстрее поставить два угольных энергоблока на Партизанской ГЭС, чем построить Нижне-Зейскую ГЭС, хотя вторая, помимо электроэнергии, даст дополнительные эффекты. Тарифы в ценовых зонах за счет ГЭС существенно ниже — у ГЭС есть дополнительные операционные затраты в виде налога на использование водных ресурсов, но топливная составляющая нулевая.

Развитие гидроэнергетики приведет к снижению тарифов, замедлению роста цен, позволит бороться с наводнениями и повысит энергетическую безопасность России. Передовые экономически развитые страны практически полностью использовали свои гидроэнергетические ресурсы, а КНР демонстрирует высокие темпы развития экономики одновременно с масштабным вводом объектов гидроэнергетики.

Требуется поддержка государства

Одним из факторов, тормозящих развитие гидроэнергетики в России, является высокая стоимость и длительные сроки строительства от 7 и более лет, отсутствие механизмов, обеспечивающих гарантированную окупаемость проектов ГЭС. Это делает данные проекты малопривлекательными для инвестирования. Несмотря на то что в соответствии с ФЗ «Об электроэнергетике» ГЭС любой мощности является возобновляемым источником энергии, ГЭС мощностью более 50 МВт не могут участвовать в ДПМ.

Для иных видов генерации действуют меры ценовой поддержки со стороны государства (ДПМ АЭС, ДПМ ВИЭ, ДПМ ТЭС, ДПМ ТКО).

Для развития гидроэнергетики в России требуются меры поддержки со стороны государства, такими мерами могут быть:

  • участие ГЭС в ДПМ ВИЭ или другие аналогичные меры по увеличению тарифа, обеспечивающего окупаемости ГЭС в сроки 10–20 лет, с дальнейшим снижением до себестоимости производства электроэнергии на ГЭС; 
  • заключение прямых договоров на поставку мощности и электроэнергии с заинтересованными крупными потребителями на стадии разработки проектной документации по особым тарифам. Участие крупного потребителя в финансировании строительства ГЭС для получения более низких тарифов, для снижения себестоимости производимой продукции и увеличения конкурентоспособности; 
  • финансирование затрат по зоне водохранилища из средств Федерального бюджета РФ и передача водохранилища на баланс; 
  • финансирование затрат на объекты непроизводственного назначения (автодороги, поселки строителей, производственные базы и т.п) из средств регионального бюджета и передача на баланс; 
  • финансирование схемы выдачи мощности за счет ПАО «Россети» и передача на баланс; 
  • выделение «длинных дешевых денег».


Приведенные выше меры поддержки и их комбинации могут способствовать повышению коммерческой привлекательности объектов гидрогенерации для инвесторов.

Развитие гидроэнергетики возможно только в увязке с другими отраслями экономики страны и долгосрочном планировании. Кроме того, требуется принятие мер государственной поддержки для развития экологически чистой энергетики с использованием возобновляемых ресурсов. Только в этом случае мы перестанем «тушить пожары» и получим единую сбалансированную энергосистему с четкой и взаимоувязанной работой всех источников генерации в оптимальном режиме. Тем самым обеспечив энергетическую безопасность и создав благоприятные условия для дальнейшего роста экономики России.


Источник:

https://www.eprussia.ru/epr/501-502/7983590.htm




×
Вход на сайт