25 ноября 2024 года в Государственной Думе РФ состоялся «круглый стол» по тематике энергетического машиностроения в текущих реалиях формирования национального технологического суверенитета.
В работе мероприятия под руководством Председателя Комитета по энергетике Государственной Думы Н.Г. Шульгинова приняли участие представители законодательной и исполнительной власти Российской Федерации (Минэнерго России, Минпромторг России, Федеральная антимонопольная служба России, Ростехнадзор), отраслевых объединений («Совет производителей энергии», «Сообщество потребителей энергии», «НП Совет рынка», Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний, Ассоциация «Гидроэнергетика России», Ассоциация развития возобновляемой энергетики), крупнейших энергетических компаний страны (ПАО «Интер РАО», ПАО «Россети», ООО «Газпром энергохолдинг», АО «Татэнерго», ПАО «НК «Роснефть», АО «Росатом Возобновляемая энергия», ПАО «РусГидро»), а также машиностроительных компаний (АО «Силовые машины», ПАО «ОДК-Сатурн»).
Заместитель Министра энергетики Российской Федерации Е.П. Грабчак информировал участников, что в ближайшее время Россия планирует освоить массовое производство газовых турбин средней и большой мощности. При этом турбина на 110 МВт уже введена в эксплуатацию на ТЭС «Ударная», ожидается запуск производства турбин мощностью 175 МВт, 170 МВт и 65 МВт.
Со стороны Минэнерго России также была представлена информация о потребностях отечественной тепловой генерации в этих турбинах такого – порядка 50-60 агрегатов (общей мощностью 7 ГВт) до 2029 г. и поэтапный ввод этих турбин к 2042 году с суммарной мощностью до 60-80 ГВт.
В контексте прогресса в формировании национального технологического суверенитета Минэнерго России проинформировало участников «круглого стола», что в России еще не в достаточной мере освоены технологии передачи постоянного тока на дальнее расстояние, сохраняется зависимость в трансформаторном оборудовании. Кроме того, сервис для обслуживания газовых турбин в стране может быть создан в течение ближайших трех-четырех лет.
Актуальной также остается проблема нарушения контрактных сроков в поставке основного и вспомогательного оборудования для тепловой генерации, следствием чего является срыв сроков реализации этих объектов. Директор Департамента машиностроения для топливно-энергетического комплекса Минпромторга России М.В. Кузнецов сообщил, что министерство фиксирует нарушение сроков поставки 21 паровой турбины от «Силовых машин» и что заказчики смогут получить их лишь в течение двух-трех ближайших лет.
Кроме срывов сроков поставки, произошел резкий рост стоимости нового оборудования (более чем на 70%) и последующего его сервисного обслуживания (до 118%).
В своем выступлении исполнительный директор Ассоциации «Гидроэнергетика России» О.Г. Лушников информировал о том, что в Российской Федерации производится все основное оборудование для гидроэлектростанций и критической зависимости от зарубежных поставок нет. Кроме того, была представлена информация о готовности российского энергомашиностроительного комплекса ежегодно производить в 2024-2040 годах до 4000 МВт гидротурбин и до 4400 МВт генераторов при наличии конкретных перспективных планов строительства ГЭС и ГАЭС. За последние 14 лет совокупные инвестиции в гидроэнергетику составили 937 млрд. руб, большая часть из которых предназначалась на реализацию гидроэнергетическими компаниями программ техперевооружения и реконструкции ГЭС. В этот период ведущими российскими заводами ПАО «Силовые машины», АО «ТЯЖМАШ» и др. были произведены гидротурбины и рабочие колеса общей мощностью 26,3 ГВт.
В тоже время отраслевое сообщество отмечает низкую загрузку отечественных машиностроителей. Доля договоров на поставку гидроэнергетического оборудования в портфелях заказов ведущих отечественных производителей составляет всего 5-8% от общего объема заказов. В соответствии с проектом Генеральной схемы размещения объектов энергетики до 2042 года (Генсхема) планируется ввести в эксплуатацию всего 7,8 ГВт новых мощностей. В контексте тематики «круглого стола» это вызывает озабоченность существенной недозагруженностью (в 2-4 раза) производственных мощностей российских предприятий, производящих продукцию для ГЭС и ГАЭС. При этом докладчик отметил, что ни проект Генсхемы ни какие иные документы не определяют механизмы возврата инвестиций в строительство ГЭС и ГАЭС.
В конце выступления исполнительный директор Ассоциации представил предложения отраслевого объединения по обеспечению технологического суверенитета для производства гидроэнергетического оборудования, ранее направленные в Правительства Российской Федерации. Предложения Ассоциации «Гидроэнергетика России» были рассмотрены участниками «круглого стола» и будут по предложению Н.Г. Шульгинова направлены гидроэнергетическим объединением в Государственную Думу РФ с конкретизированными в ходе обсуждения формулировками.