Ассоциация организаций и работников гидроэнергетики Гидроэнергетика России
 

 

Контакты
Портал для партнеров
База данных ГЭС
Электронная Библиотека Гидроэнергетиков


 
Членство Техническое регулирование и стандартизация КОНКУРС Книги Ассоциации Архив новостей Контакты
Принятое решение

Одобрено Наблюдательным советом
Ассоциации «Гидроэнергетика России» (протокол № 8 от 16.04.10)

РЕШЕНИЕ ЧЕТВЕРТОГО ВСЕРОССИЙСКОГО СОВЕЩАНИЯ ГИДРОЭНЕРГЕТИКОВ

Всероссийские совещания гидроэнергетиков проводятся регулярно, начиная с 1996 года, и представляют собой открытую отраслевую профессиональную площадку, где заинтересованные участники имеют возможность обсудить актуальные проблемы развития российской гидроэнергетики и выработать пакет предложений по развитию отрасли на долгосрочную перспективу. Четвертое Всероссийское совещание гидроэнергетиков (далее - IV Совещание) – это продолжение традиций проведения таких совещаний.

IV Совещание проходило 25-27 февраля 2010г. в г. Москве в павильоне «Электрификация» ВВЦ.

Организатором IV Совещания выступило Ассоциация организаций и работников гидроэнергетики «Гидроэнергетика России» при поддержке Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Российского комитета по большим плотинам (далее – РНК СИГБ), ОАО «РусГидро», ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «ТГК-1» и других энергетических компаний.

В работе IV Совещания приняли участие 249 представителей организаций гидроэнергетической отрасли России, стран СНГ и зарубежных компаний, представители Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Российской академии наук, строительных и монтажных организаций, предприятий машиностроения и приборостроения, научно-исследовательских и проектно-изыскательских институтов, высших учебных заведений.

На IV Совещании подведены итоги выполнения решений III Всероссийского совещания гидроэнергетиков (далее – III Совещание), прошедшего 9-10 сентября 2005 года.

    Отмечено, что большая часть рекомендаций III Совещания выполнена:
  • ликвидировано субсидирование потребителей рынка электроэнергии и мощности за счет гидроэнергетики;
  • распоряжением Правительства Российской Федерации от 13.11.2009 года № 1715-р утверждена «Энергетическая стратегия на период до 2030 года», которая ориентирована на увеличение доли производства энергии генерирующими объектами, использующими возобновляемые источники энергии, и гидроаккумулирующими электростанциями;
  • более широко используются возможности обмена опытом и сотрудничества с международными организациями (в рамках Международной Комиссии по большим плотинам и Международной гидроэнергетической ассоциации);
  • в активной стадии находятся проекты строительства более 20 ГЭС;
  • в ряде крупных гидроэнергетических компаний созданы корпоративные учебные центры как часть системы подготовки и переподготовки кадров.
Часть рекомендаций III Совещания вошли в качестве поручений Правительства Российской Федерации профильным министерствам и ведомствам в План мероприятий по реализации водной стратегии РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства РФ от 27.08.2009 г. №1235-р), при этом сроки выполнения этих поручений установлены 2009-2010 и даже 2020 годами.
    Однако некоторые важные рекомендации III Совещания не были реализованы:
  • Не до конца сформирована нормативно-правовая база поддержки возобновляемых источников энергии – до сих пор не приняты подзаконные акты по реализации Федерального закона от 26.03.2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике».
  • Правила функционирования рынка электроэнергии, мощности и системных услуг не стимулируют максимального использования специфики ГАЭС.
  • Остался открытым вопрос создания системы материально-технического и кадрового обеспечения научно-исследовательского и проектно-изыскательского комплексов гидроэнергетического профиля.
  • Не удалось согласовать с федеральными органами исполнительной власти предложения по эффективному взаимодействию гидрогенерирующих компаний и системы государственного управления водохозяйственным комплексом по ключевым вопросам.
Как показала авария на Саяно-Шушенской ГЭС, многие вопросы обеспечения надежности, безопасности и эффективности эксплуатации оборудования и ГТС ГЭС требуют переосмысления и уточнения.

С докладами на Пленарных заседаниях и Круглых столах IV Совещания выступило более 45 человек. Большое внимание на совещании было уделено совместному обсуждению стоящих задач и существующих проблем в рамках работы Круглых столов.

Четвертое Всероссийское совещание гидроэнергетиков отмечает:
  1. Гидроэнергетика остается наиболее важным возобновляемым источником электроэнергии, обеспечивающим выполнение условия устойчивого развития экономики России в части сохранения невозобновляемых источников энергии для будущих поколений и снижения нагрузки электроэнергетики на окружающую среду. ГЭС и ГАЭС играли и продолжают играть важную регулирующую роль в Единой энергетической системе России, располагая более 90% резерва регулировочной мощности.

  2. Темпы освоения гидропотенциала России продолжают оставаться низкими. Документами, определяющими развитие гидроэнергетики, предполагается сохранение доли объектов гидроэнергетики в структуре установленной мощности на уровне 20 %, но:

    • Строительство крупных ГЭС возможно только в удаленных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока и сопряжено с необходимостью высоких затрат на строительство схем выдачи мощности.

    • Потенциал развития малой гидроэнергетики в европейской части страны сдерживается отсутствием нормативно-правовой базы, обеспечивающей реализацию ее преимуществ.

    • Объем и содержание работ по реконструкции, техническому перевооружению и ремонту действующих ГЭС не привели за прошедший с момента проведения III Совещания период к существенному изменению трендов по состоянию оборудования и сооружений действующих ГЭС, но темпы старения замедлились.

  3. Повышение уровня технологической и кадровой оснащенности научно-исследовательского, проектного, строительно-монтажного и энергомашиностроительного комплексов в секторах, работающих в интересах гидроэнергетики, сдерживается сложившейся системой краткосрочных отношений, которая препятствует формированию и финансированию долгосрочных перспективных программ внедрения нового оборудования и техники, технологических и управленческих процессов, системы подбора и повышения квалификации работников.

  4. Происшедшая 17 августа 2009 года авария на Саяно-Шушенской ГЭС определила основными приоритетами дальнейшего функционирования и развития гидроэнергетики обеспечение безопасности и надежности гидроэлектростанций на всех стадиях жизненного цикла.
Совещание решило:
  1. Поддержать инициативы по повышению эффективности государственного управления в сфере энергетики, создании независимой структуры контроля, смене приоритетов в Уставах гидрогенерирующих компаний, формировании целевых программ строительства, модернизации, и обеспечения нормального уровня безопасности гидроэнергетических объектов, высказанные в докладах.

  2. Считать целевыми задачами на предстоящий период:

    2.1. ускорение внедрения рынков мощности и системных услуг, на условиях, обеспечивающих компенсацию издержек по поддержанию оборудования и сооружений ГЭС и ГАЭС в состоянии, обеспечивающем заданные уровни надежности и безопасности.


  3. 2.2. обеспечение сохранения не менее достигнутой доли гидроэнергетики в производстве электроэнергии при корректировке Генеральной схемы развития Единой энергосистемы России с учетом региональных особенностей распределения гидропотенциала, обеспечения инновационного развития и модернизации, требуемого уровня безопасности и надежности объектов гидроэнергетики;

    2.3. консолидация отраслевого научно-проектного комплекса. Переход на долгосрочные отношения с заводами-изготовителями, научно-исследовательскими, проектными, строительными и ремонтными организациями;

    2.4. совершенствование системы управления объектами гидроэнергетики, в том числе воссоздание на уровне гидрогенерирующих компаний при участии Минэнерго России системы регулярного сбора, обработки, анализа информации о состоянии оборудования и ГТС, с обязательным учетом полученной информации при формировании программ ремонта, технического перевооружения и реконструкции действующих, проектировании и строительстве новых объектов гидроэнергетики.

    2.5. создание целостной системы кадрового обеспечения всех уровней управления на основании профессионального обучения, подготовки и переподготовки управленческих, инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих ведущих профессий для научно-проектного, строительного, ремонтного и эксплуатационного комплексов;

    2.6. формирование и поддержание нормативно-правовой базы обеспечивающей безопасность, надежность и эффективность функционирования, приоритетность развития гидроэнергетики России;

    2.7. восстановление Саяно-Шушенской ГЭС и разработка мер по исключению повторения подобных случаев в дальнейшем.

  4. Для достижения указанных целей рекомендовать:

    3.1.в области НИР и НИОКР:

    3.1.1. создать в отрасли научно-исследовательские и аналитические центры мониторинга состояния действующего оборудования и сооружений, разработки нового оборудования, материалов и технологий проектирования, строительства и эксплуатации гидроэлектростанций и их внедрения на территории РФ.

    3.1.2. разработать сводную отраслевую программу НИР и НИОКР, направленных как на инновационное развитие, так и на повышение уровня надежности и безопасности, отвечающего возрастающим требованиям общества и государства.

    3.1.3. выстраивать системы управления безопасностью и надежностью гидротехнических сооружений и оборудования на основании долгосрочных отношений с ведущими научно-исследовательскими, проектными и специализированными организациями. Поручать этим организациям, в пределах договорных отношений, определять уровни требований надежности, эффективности и безопасности соответствующих объектов, осуществлять оценку реального уровня безопасности на основании мониторинга соответствующих показателей и формировать предложения по поддержанию необходимого уровня безопасности.

    3.1.4. при разработке и совершенствовании методов оценки безопасности проектируемых и действующих объектов при проектировании и в процессе эксплуатации гидроэлектростанций максимально использовать аналогичный опыт, имеющийся в атомной и тепловой энергетике.

    3.1.5. при формировании условий взаимоотношений с НИИ и проектными институтами предусматривать необходимость внедрения новых технологий исследований и проектирования.

    3.2. в области проектирования:

    3.2.1. приоритетными считать проекты строительства гидроэлектростанций, разработанные на основании документов (схем) территориального планирования с учетом комплексного использования водных ресурсов и условий экономического, социального, экологического развития территорий.

    3.2.2. сформировать предложения о включении в Градостроительный кодекс Российской Федерации (от 24.12.2004 № 190-ФЗ) нормы о предупреждении затопления паводковыми водами территорий поселений, расположенных на берегах водохранилищ, и о механизме ограничения застройки этих территорий в пределах границ затопления при прохождении расчетного паводка вероятностью превышения 1раз в 100 лет. В установленном порядке организовать законодательную инициативу о внесении данных изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (от 24.12.2004 № 190-ФЗ).

    3.2.3. при проектировании гидроэлектростанций разрабатывать и формировать постоянно действующую (на всех этапах жизненного цикла – инициация, проект, строительство, эксплуатация) математическую модель гидроэлектростанции, описывающую уровень безопасности основного оборудования и гидротехнических сооружений, допускающую внесение поправок в принятые в период проектирования характеристики безопасности на основании материалов натурных исследований и технического контроля в процессе строительства (монтажа) и эксплуатации.

    3.2.4. при проектировании рассматривать и создавать возможности для применения современных технологий, новых строительных материалов, использования высокопроизводительной строительной техники, позволяющих ускорить строительство объектов, повысить качество строительно-монтажных работ и сократить сроки строительства.

    3.3. в области строительства, монтажа и пусконаладки:

    3.3.1. сформировать перечень основных субподрядных организаций, включив в него специализированные строительные и монтажные организации, имеющие многолетний опыт выполнения профильных работ на строительстве ГЭС. При выборе подрядчиков отдавать приоритет организациям, включенным в перечень.

    3.3.2. в целях повышения надежности и безопасности строящихся объектов гидроэнергетики руководствоваться генподрядной схемой организации строительства. Восстановить систему обязательного назначения генпроектировщика и генподрядчика в строительстве в соответствии с Постановлением Правительства № 48 ««О минимально необходимых требованиях к выдаче саморегулируемыми организациями свидетельств о допуске к работам на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах капитального строительства, оказывающим влияние на безопасность указанных объектов».

    3.3.3. обеспечить стабильное ресурсное обеспечение, в первую очередь, финансирование строящихся объектов в соответствии с календарным планом строительно-монтажных работ, как важнейший фактор выполнения нормативных сроков строительства, исключения удорожания работ и снижения рисков возникновения аварийных ситуаций из-за использования временных и незавершенных строительством сооружений.

    3.3.4. при формировании систем управления строительством исключить дублирование функций организациями и физическими лицами.

    3.4. в области эксплуатации, технического обслуживания, ремонта, технического перевооружения и реконструкции:

    3.4.1. воссоздать отраслевую производственную структуру по наладке, освоению, организации эксплуатации гидроэлектростанций, организовать отраслевой центр по технической информации. Наладить процесс информационного обеспечения эксплуатирующих организаций по всем видам технической деятельности;

    3.4.2. разработать и внедрить программы по управлению безопасностью и надежностью гидротехнических сооружений и оборудования с учетом передового опыта.

    3.4.3. при создании групп экспертов, в т.ч. действующих на постоянной основе, расширить использование опыта высококвалифицированных специалистов, в т.ч. пенсионного возраста.

    3.4.4. восстановить в рамках отрасли подготовку и выпуск директивных и методических документов, обобщающих опыт эксплуатации и ремонта оборудования.

    3.4.5. восстановить важнейший элемент обеспечения безаварийной работы гидроэлектростанций – регулярный анализ и обобщение аварий, инцидентов, технологических нарушений с выпуском соответствующей информации для гидрогенерирующих компаний, научных и проектных организаций.

    3.4.6. способствовать ускорению создания единой информационно-аналитической системы гидрометеорологических наблюдений с созданием дополнительных гидропостов, позволяющих оперативно прогнозировать катастрофические природные явления гидрологического характера.

    3.4.7. при разработке нормативных технических документов определять в каждом документе исчерпывающий перечень узлов оборудования, требующих инструментального контроля, устанавливать четкие критерии и условия, запрещающие эксплуатацию этого оборудования.

    3.4.8. создавать централизованные системы управления рисками при эксплуатации гидроэлектростанций.

    3.4.9. обобщить опыт реконструкции узлов основного оборудования в условиях монтажной площадки и разработать методические рекомендации для применения в отрасли.

    3.4.10. оснастить системами мониторинга все крупные гидроэлектростанции на основе обобщения и использования имеющегося опыта создания систем мониторинга состояния гидроагрегатов.

    3.4.11. создать систему внутреннего технологического надзора за безопасностью эксплуатации основного оборудования и технологических систем гидроэлектростанций.

    3.5. в области обучения, подготовки и повышения квалификации кадров:

    3.5.1. разработать систему требований, обеспечивающих назначение на руководящие должности организаций научно-проектного, строительно-монтажного и ремонтно-эксплуатационного комплексов компании только работников, имеющих практический опыт научного сопровождения, проектирования, строительства, ремонта и эксплуатации гидроэнергетических объектов.

    3.5.2. создать совместную рабочую группу из представителей эксплуатирующих организации, научно-исследовательских, проектных и учебных институтов, строительно-монтажных и ремонтно-наладочных организаций с целью формирования концепции профессионального обучения, подготовки и переподготовки инженерно-технических работников и квалифицированных рабочих ведущих профессий для проектирования, строительства и эксплуатации гидроэлектростанций.

    3.5.3. для обеспечения эксплуатирующих организаций, научно-исследовательских и проектных институтов, строительно-монтажных и ремонтно-наладочных организаций квалифицированным персоналом обеспечить внедрение и функционирование системы подготовки и повышения квалификации кадров.

    3.5.4. ведущим высшим учебным заведениям подготовить предложения по формированию программ магистратур гидроэнергетического профиля, направить эти предложения в ОАО «РусГидро» и в другие гидрогенерирующие компании для рассмотрения и последующей совместной реализации.

    3.5.5. разработать с привлечением высших учебных заведений программы подготовки и переподготовки специалистов для работы на современном гидроэнергетическом оборудовании (включая импортное) с применением передовых производственных технологий эксплуатации и управления на базе учебных центров и организаций, предусмотреть возможность проведения производственной практики и стажировок на действующих гидроэлектростанциях.

    3.5.6. уделить особое внимание улучшению подготовки квалифицированных кадров для эксплуатирующих организации, научно-исследовательских, проектных и учебных институтов, строительно-монтажных и ремонтно-наладочных организаций в высших учебных заведениях, в том числе с использованием возможностей специально отобранных для этих целей действующих учебных центров.

    3.5.7. проработать вопрос о восстановлении системы среднего специального и профессионально-технического образования для подготовки рабочих и специалистов базовых профессий по строительству, монтажу, ремонту и эксплуатации гидроэнергетических объектов.

    3.6. в области развития нормативно – правовой базы функционирования и развития гидроэнергетики:

    3.6.1. сконцентрировать внимание на дальнейшем совершенствовании законодательной базы по техническому регулированию; продолжить формирование системы норм и требований в области стандартизации в рамках действующего законодательства по техническому регулированию, промышленной безопасности и безопасности гидротехнических сооружений.

    3.6.2. инициировать выработку процедур, способствующих ускорению разработки и утверждения правовых нормативных документов в сфере технического регулирования; рекомендовать государственным органам управления ускорить ввод в действие основных технических регламентов в области электроэнергетики и поддерживающих их сводов правил и национальных стандартов.

    3.6.3. в целях реализации единой технической политики в гидроэнергетике России разработать единую систему стандартизации в области гидроэнергетики, включая порядок формирования совместных программ, финансирования, разработки, пересмотра и присоединения.

    3.6.4. организовать для всех работников, занятых в области проектирования, строительства и эксплуатации объектов гидроэнергетики, изучение нормативных документов в соответствии со сферой их деятельности, и регулярно осуществлять проверку знаний этих документов.

    3.6.5. обеспечивать своевременное внесение в местные инструкции эксплуатирующих организации, научно-исследовательских, проектных институтов, строительно-монтажных и ремонтно-наладочных организаций требований и норм вновь вводимых отраслевых нормативных документов (стандартов организации), в компаниях наладить проверку соответствия местных производственных инструкций и регламентов современным условиям и требованиям.

    3.6.6. приступить на основе введенных в действие стандартов организации к разработке и применению на гидроэлектростанциях подробных регламентов для оперативного и ремонтного персонала по контролю состояния и техническому обслуживанию оборудования и сооружений.

    3.6.7. организовать составление и издание пособий для изучения работниками введенных в действие стандартов организации.

    3.6.8. подготовить перечень нормативных документов, требования которых должны в обязательном порядке выполняться при проектировании, строительстве и эксплуатации объектов гидроэнергетики на территории России. Согласовать этот перечень с гидрогенерирующими компаниями и направить для утверждения в Министерство энергетики Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Министерство природных ресурсов Российской Федерации и другие заинтересованные ведомства, с учетом изменений, внесенных в федеральный закон «О техническом регулировании».


  5. Рекомендовать РНК СИГБ совместно с Ассоциацией «Гидроэнергетика России» и ОАО «ВНИИГ им. Веденеева» возобновить формирование сборников «Проектирование и строительство больших плотин», содержащих аналитические обзоры материалов Международной комиссии по большим плотинам, международных конференций, дайджестов основных международных технических периодических изданий США, Великобритании, Франции, Германии, Италии и Японии по гидротехнической тематике, их издание и распространение с помощью электронных средств информации.


  6. Ассоциация «Гидроэнергетика России»:

    5.1. разработать программу проведения научно-практических конференций по вопросам обеспечения безопасности и управления рисками ГЭС на всех стадиях жизненного цикла и подготовить итоговый сборник с рекомендациями по недопущению аварий, подобных произошедшей 17.08.09.

    5.2. инициировать проект по сбору, обработке и обобщению опыта, полученного по итогам расследования причин аварии на Саяно-Шушенской ГЭС, ликвидации ее последствий и в ходе восстановления ГЭС.

    5.3. инициировать проведение в 2010 году всероссийского совещания по вопросам организации строительства гидроэлектростанций с участием ведущих специалистов строящихся объектов гидроэнергетики.

    5.4. подготовить обращение к гидроэнергетическим компаниям с предложением о внесении изменений в регламенты проведения закупок, обеспечивающих привлечение к работам, обеспечивающим безопасность и надежность гидроэнергетических объектов на всех стадиях жизненного цикла, только организаций, имеющих соответствующий профессиональный опыт и материально-техническую базу, укомплектованных компетентными управленческими, инженерно-техническими и рабочими кадрами.

    5.5. разработать и утвердить план мероприятий по реализации данного Решения и организовать его исполнение.

 
Телефон: +7 (495) 225 32 32, доб. 4120
Электронная почта: info@hydropower.ru