Ассоциация организаций и работников гидроэнергетики Гидроэнергетика России
 

 

Контакты
Портал для партнеров
База данных ГЭС
Электронная Библиотека Гидроэнергетиков


 
Членство КОНКУРС Книги Ассоциации Архив новостей Контакты
Отчет о выполнении решения

Отчет о выполнении Решения III Всероссийского совещания гидроэнергетиков

9-10 сентября 2005 года прошло III Всероссийское совещание гидроэнергетиков (далее – Совещание). Участники Совещания выделили основные проблемы функционирования гидроэнергетики по состоянию на 2005 год:

  • сохранение ситуации субсидирования потребителей рынка электроэнергии и мощности за счет гидроэнергетики, что приводило к снижению возможности финансирования не только строительства новых, но и поддержания работоспособности действующих ГЭС;

  • ориентация «Энергетической стратегии России на период до 2020 года», утвержденной Правительством РФ в 2003 году, на последовательное снижение доли гидроэнергетики в структуре электроэнергетического комплекса, что недопустимо в условиях разуплотнения суточного графика нагрузок на фоне роста потребления электроэнергии, что требует ускорения развития маневренных мощностей;

  • отсутствие механизма балансирования интересов электроэнергетического и водохозяйственного комплексов при регулировании режимов работы ГЭС;

  • ограничение реализации программ технического перевооружения и нового строительства возможностями поставок современного оборудования отечественными предприятиями;

  • отсутствие правил (порядка) разработки ТЭО и обоснования инвестиций для строительства и эксплуатации водохранилищ и нижних бьефов ГЭС в условиях рыночной экономики (большинство действующих документов разработано в 70-80-е годы);

  • недостаточно активное использование возможностей, предоставляемых международным сообществом, при решении технических, экономических, экологических и правовых проблем в области гидроэнергетики.

По результатам обсуждений было принято ряд решений. В таблице представлена информация о принятых решениях и их реализации соответствующими организациями.

Можно констатировать, что большая часть рекомендаций Совещания была выполнена. Однако некоторые важные рекомендации III Всероссийского совещания гидроэнергетиков не были реализованы:

  • Как показала авария на Саяно-Шушенской ГЭС, недостаточно эффективно была организована работа по повышению надежности, безопасности и эффективности эксплуатации оборудования и ГТС ГЭС.

  • Не до конца сформирована нормативно-правовая база поддержки возобновляемых источников энергии – до сих пор не приняты подзаконные акты по реализации Федерального закона № 35-ФЗ.

  • Правила функционирования рынка электроэнергии, мощности и системных услуг не учитывают специфики ГАЭС.

  • Не реализованы мероприятия, обеспечивающие возможность прямых экспортных поставок э/э (мощности) и услуг ГЭС;

  • Остался открытым вопрос материально-технического и кадрового обеспечения научно-исследовательского и проектно-изыскательского комплексов гидроэнергетического профиля;

  • По причине начавшейся административной реформы не удалось согласовать с федеральными органами исполнительной власти предложения по эффективному взаимодействию гидроэнергетических компаний и системы государственного управления водохозяйственным комплексом по ключевым вопросам.

Стоит отметить, что некоторые рекомендации III Всероссийского совещания гидроэнергетиков вошли в качестве поручений Правительства РФ профильным министерствам и ведомствам в План мероприятий по реализации водной стратегии РФ на период до 2020 года (распоряжение Правительства от 27.08.2009 г. №1235-р), при этом сроки выполнения этих поручений установлены 2009-2010 и даже 2020 годами.

Решение Информация о выполнении решения
1 Рекомендовать Ассоциации «Гидроэнергетика России», ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «ГидроОГК», ОАО «ТГК-1», ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «Татэнерго» организовать работу по решению ключевых проблем гидроэнергетики:
1.1 Повышение надежности, безопасности и эффективности эксплуатации оборудования и ГТС

Советом директоров ОАО «ГидроОГК» 21 февраля 2006 года было утверждено Положение о технической политике ОАО «ГидроОГК». Положение определяет подходы к выбору технических воздействий и действующие ограничения и фиксирует инструменты реализации технической политики.

Выполнена в полном объеме программа стандартизации за 2007-2008г.г., утверждена и реализуется Программа работ по стандартизации на ближайшие три года.

Продолжается реализация среднесрочных программ ремонта на всех ГЭС компании в намеченных программами объемах.

ОАО «Иркутскэнерго» реализованы следующие мероприятия:

  • Разработана и выполняется программа повышения надежности и безопасности оборудования, зданий и сооружений Братской ГЭС.
  • Выполняются ремонты на гидротехнических сооружениях:
  • Утверждены основные задачи повышения надежности оборудования и ГТС до 2014г.:

В связи с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС, в соответствии с приказом Ростехнадзора от 25.09.2009г. № 821 и рекомендациями Прибайкальского управления Ростехнадзора от 07.10.2009г. во всех компаниях, эксплуатирующих ГЭС проведены внеочередные проверки, дополнительные обследования основного оборудования и другие мероприятия.

Ассоциацией «Гидроэнергетика России» был выполнен аналитический обзор эксплуатационных и технических показателей работы ГЭС и гидроэнергетического оборудования и разработаны предложения по повышению надежности работы гидротурбинного оборудования.

Также Ассоциация «Гидроэнергетика России» был подготовлен аналитический обзор состояния и уровня безопасности гидротехнических сооружений ГЭС России и разработаны рекомендации по повышению надежности и безопасности гидротехнических сооружений.

Ассоциацией организована работа по анализу и обобщению опыта эксплуатации оборудования и гидротехнических сооружений гидроэлектростанций.

Однако, не смотря на проведенную работу, нельзя считать рекомендацию выполненной, поскольку 17 августа 2009 года произошла авария на Саяно-Шушенской ГЭС.

1.2 Ускорение реконструкции и технического перевооружения действующих ГЭС с целью преодоления тенденции старения оборудования, повышения мощности, производительности, надежности, безопасности, экономичности и снижения эксплуатационных затрат

Только в 2007 году ОАО «РусГидро» было введено 24 МВт мощности за счет проведения работ по реконструкции и техническому перевооружению.

ОАО «Иркутскэнерго» в 2005 году начало на Усть-Илимской ГЭС поэтапную реконструкцию оборудования по целевым программам, которая продлится до 2013 года. За этот период будет проведена реконструкция всех 16 гидроагрегатов, включая вспомогательное оборудование.

Ассоциация «Гидроэнергетика России» организовала разработку нормативно-технических документов, направленных на повышение надежности работы и снижение эксплуатационных затрат по основному оборудованию и гидросооружениям ГЭС, в том числе:

  • стандарта организации ОАО «ГидроОГК» «Методика обследования технического состояния подводных частей гидротехнических сооружений». В ближайшее время данный стандарт будет введен в действие приказом ОАО «РусГидро»;
  • пилотного Стандарта организации ОАО РАО «ЕЭС России» «Методика оценки технического состояния основного оборудования гидроэлектростанций». В стандарте представлен комплекс норм, предназначенных для применения при контроле и оценке технического состояния основного оборудования ГЭС в процессе его эксплуатации. Стандарт введен в действие приказом ОАО РАО «ЕЭС России»;
  • типового Стандарта организации «Подводно-техническое обследование состояния гидротехнических сооружений и примыкающих к ним участков неукрепленных русел». В ближайшее время данный стандарт будет введен в действие приказом ОАО «РусГидро»;
  • методики оценки остаточного ресурса механического оборудования ГЭС;
  • методических указаний по контролю состояния металла рабочих колес и камер рабочих колес гидротурбин.
1.3 Ускорение достройки и начала строительства новых ГЭС, ГАЭС и ПЭС

ОАО «РусГидро» реализует проекты по достройке и строительству следующих станций:

  • Загорская ГАЭС-2 - 18 июля 2008 года состоялась заливка первого куба бетона Загорской ГАЭС-2. Более 25% оборудования поставлено на строительную площадку
  • Бурейская ГЭС - 22 декабря 2008 года состоялся пуск в промышленную эксплуатацию на полную мощность второго гидроагрегата Бурейской ГЭС. Мощность гидроагрегата увеличилась на 150 МВт и достигла 335 МВт, а мощность станции – 1950 МВт. В июле 2009 г. состоялся ввод в эксплуатацию первого гидроагрегата Бурейской ГЭС на проектную мощность. Прирост мощности составил 150 МВт. Обеспечена готовность сооружений к наполнению водохранилища до отметки 256 м.
  • Нижне-Бурейская ГЭС – реализация проекта строительства включена в Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025.
  • Нижне-Зейская ГЭС – реализация проекта строительства включена в Стратегию социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025.
  • Ирганайская ГЭС -19 августа 2008 года уровень воды в Ирганайском водохранилище достиг максимальной проектной отметки в 547 м. Располагаемая мощность гидростанции выросла на 40 МВт и достигла 400 МВт.
  • Колымская ГЭС - сдача объекта в постоянную эксплуатацию состоялась в 2007 году.
  • Усть-Среднеканская ГЭС – проводятся работы по строительству земляной плотины, водосбросной плотины, здания ГЭС, станционной плотины, пристанционной площадки, дренажного и проходного туннелей, противофильтрационных и дренажных устройств, ВЛ 220 кВ.
  • Канкунская ГЭС - проводится разработка проектной документации.
  • Нижнетимптонская ГЭС - проводится разработка проектной документации.
  • Мокская ГЭС – рассматривается вопрос о начале разработки проектно-сметной документации и схемы выдачи мощности ГЭС на 2011 год.
  • Мезенская ПЭС - осуществляются работы по уточнению створа сооружений (Обоснование инвестиций I этап).
  • Эвенкийская ГЭС – проект направлен в Главгосэкспертизу.
  • Нижнекурейская ГЭС - проект направлен в Главгосэкспертизу.
  • Богучанская ГЭС - осуществляются работы по подготовке ложа водохранилища к затоплению, строительные работы по сооружению Богучанского гидроузла на территории Кежемского района Красноярского края. Проведено общественное обсуждение проекта технического задания (ТЗ) откорректированного технического проекта строительства БоГЭС с НПУ 208,0 м. Разрабатывается проектная документация по корректировке первоначального технического проекта строительства БоГЭС, включая раздел ОВОС. Ввод первых трех агрегатов запланирован на 2010 год.
  • Мотыгинская ГЭС - проведены общественные слушания по проекту строительства Мотыгинской ГЭС (предпроектная стадия), решение о разработке проектной документации пока не принято.
  • Ленинградская ГАЭС - проведена актуализация проектной документации.
  • Гоцатлинская ГЭС - проведена актуализация проектной документации, получены положительные заключения Главгосэкспертизы России.
  • Зеленчукская ГЭС-ГАЭС - проведена актуализация проектной документации, получены положительные заключения Главгосэкспертизы России.

До 2020 года ОАО «РусГидро» планирует ввести 22,2 ГВт новых мощностей, что повысит установленную мощность ОАО «РусГидро» на 87,7%.

ОАО «Иркутскэнерго» реализованы следующие мероприятия:

  • Выполнены предпроектные проработки строительства ГЭС на реках Китой, Белая, Ия, Иркут, включающие определение возможных створов ГЭС, водно-энергетических характеристик, укрупнённой стоимости строительства и возможных рисков.
  • По ГЭС на р. Иркут проведён выбор вариантов строительства на основании технико-экономических расчётов и обоснования инвестиций.
  • Разработан рабочий проект строительства малой ГЭС на р. Карам мощностью 800 кВт.
  • Рассматривается вопрос о целесообразности развития установленной мощности Усть-Илимской ГЭС до проектного значения 4320 МВт с установкой двух гидроагрегатов ст. № 17, 18.

Кроме этого, Планом мероприятий по реализации водной стратегии РФ на период до 2020 года, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2009 г. N 1235-р, предусмотрена реализация в 2009-2010 годах следующих мероприятий:

  • строительство и реконструкция гидроузлов водохранилищ для создания дополнительных регулирующих мощностей и увеличения водоотдачи в регионах, испытывающих дефицит водных ресурсов (ответственные – Росводресурсы, Минрегион, Минсельхоз, Минэкономразвития);
  • Разработка программы развития малой гидроэнергетики на действующих ГТС неэнергетического назначения (ответственные – Минэнерго, Минприроды).
1.4 Создание инвестиционного механизма, обеспечивающего реализацию программ ремонта, технического перевооружения, достройки ГЭС и строительства новых ГЭС, ГАЭС и ПЭС, предусматривающего как использование рыночных инструментов, так и меры государственного поддержки, в том числе Киотского протокола, инвестиционной составляющей в тарифе ГЭС и др.

Действующая система формирования тарифов энергокомпаний предполагает включение целевых инвестиционных средств в регулируемые тарифы на электроэнергию ГЭС.

Кроме этого, проводилась работа над проектом постановления Правительства РФ о порядке согласования инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, которое будет регулировать порядок согласования инвестиционной программы энергопредприятия, включая источники ее финансирования. Подготовлены и внесены в Минэнерго РФ предложения по плану мероприятий Правительства РФ по стимулированию инвестиций в электроэнергетику.

ОАО «РусГидро» для финансирования реализации своих производственной и инвестиционной программы использует также следующие механизмы:

  • реализация активов - решением Совета директоров ОАО РАО «ЕЭС России» от 23.05.2008 утверждены принципы реализации активов, переданных на баланс ООО «Индекс энергетики - РусГидро». Советом директоров ОАО «РусГидро» приняты решения об отчуждении ряда активов с баланса ООО «Индекс энергетики – РусГидро» (в рамках обязательного предложения): пакетов акций ОАО «ЮГК ТГК-8» и ОАО «ТГК-10» (16.07.2008), ОАО «ТГК-2» и ОАО «ТГК-4» (26.09.2008), ОАО «Интер РАО ЕЭС». В 2008 году было реализовано активов с баланса ООО «Индекс энергетики – РусГидро» на сумму 785,27 млн. руб.
  • участие в реализации кластерных проектов – данный механизм предполагает строительство ГЭС в рамках реализации комплексных проектов развития территорий. Большая часть ГЭС, указанных в п. 1.4, предполагается к строительству в рамках реализации комплексных проектов. В частности, проект создания Приамурского энергопромышленного комплекса (на базе Бурейской ГЭС, Нижне-Бурейской ГЭС, Нижне-Зейской ГЭС), Северо-Восточного энергопромышленного комплекса (на базе Усть-Среднеканской ГЭС, Колымской ГЭС), Южно-Якутского комплекса (на базе Канкунской ГЭС, Нижнетимптонской ГЭС), проект комплексного развития Забайкалья (на базе каскада ГЭС на р. Витим), комплексного развития Нижнего Приангарья (на базе Богучанской ГЭС, Мотыгинской ГЭС) и пр.

ОАО «Иркутскэнерго» совместно с ИД проведена работа по финансированию программы замены рабочих колес Братской ГЭС в рамках программы Киотского протокола. Кроме того, разработаны и внедрены стандарты предприятия «Организация и управление инвестициями в капитальное строительство», «Техническая политика».

1.5 Формирование нормативно-правовой базы и механизмов, стимулирующих использование возобновляемых источников энергии и привлечение средств частных инвесторов для разработки и реализации программ по их развитию

Приняты правки в Федеральный закон № 35- ФЗ устанавливающие основы системы поддержки развития энергетики на основе ВИЭ. Основные меры поддержки развития возобновляемой энергии:

  • субсидирование затрат на подключение к сетям и других расходов из федерального бюджета
  • возложение на сетевые организации обязательства покупки энергии ВИЭ по фиксированному тарифу, устанавливаемому правительством
  • субсидирование энергии ВИЭ сверх цены оптового рынка
  • возложение на покупателей – участников оптового рынка обязательства покупки энергии ВИЭ

Координационной группой с участием всех заинтересованных сторон (ОАО «РусГидро», ОАО «ФСК ЕЭС», НП «АТС», НП «Совет рынка», ОАО «МРСК-Холдинг», ОАО «СО ЕЭС», ЗАО «АПБЭ» и др.) разработаны проекты документов во исполнение поправок к Федеральному закону № 35-ФЗ в части стимулирования развития использования возобновляемых источников энергии и направлены в Министерство энергетики РФ в качестве предложений:

  • Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О порядке установления надбавки при определении цены электрической энергии, произведенной на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах».
  • Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О критериях предоставления из Федерального бюджета субсидий для компенсации стоимости технологического присоединения генерирующих объектов, признанных квалифицированными объектами, функционирующими на основе использования возобновляемых источников энергии».
  • Проект Постановления Правительства Российской Федерации «О мерах государственной поддержки использования возобновляемых источников энергии в Российской Федерации».
  • Проект Постановления Правительства «О внесении изменений в Основы ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации».
  • Проект Постановления Правительства «О внесении изменений в Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики».
  • Проект Постановления Правительства «О внесении изменений в Правила оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода».

В согласованном с заинтересованными министерствами проекте постановления Правительства, утверждающего Правила функционирования ГАЭС, предусмотрена возможность строительства гидроаккумулирующих станций в рамках механизма гарантирования инвестиций (МГИ). ГАЭС являются единственным видом станций, к которым не применяется ограничения по установленной мощности станций, введение которых возможно с использованием МГИ.

Принято Постановление Правительства РФ «О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования ВИЭ» от 3 июня 2008 г. № 426.

Распоряжением Правительства РФ от 8 января 2009 года были приняты «Основные направления государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе возобновляемых источников энергии на период до 2020 года», содержащие целевые показатели объема производства и потребления электрической энергии с использованием возобновляемых источников энергии в совокупном балансе производства и потребления электрической энергии.

В июне 2009 года ОАО «РусГидро» направило обращение в Минэнерго России (от 18.06.2009 г. № 3297.ВЗ) по вопросу ускорения процесса разработки нормативно-правовой базы поддержки ВИЭ с предложением создать отдельную рабочую группу для согласования оставшихся нормативно-правовых актов.

1.6 Разработка нормативно-правовой и нормативно-технической базы в области гидроэнергетики, согласно требованиям ФЗ «О техническом регулировании»

Представители гидроэнергетических компаний и Ассоциации «Гидроэнергетика России» принимали активное участие в подготовке проектов Технических регламентов «О безопасности электростанций и сетей», «О безопасности гидротехнических сооружений», «О высоковольтном оборудовании». В настоящее время:

  • Проект Технического регламента «О безопасности электрических станций и сетей» принят в первом чтении депутатами Государственной Думы.
  • Технический регламент «О безопасности гидротехнических сооружений» принят в первом чтении депутатами Государственной Думы.
  • Проект Федерального закона N 119004-5 "Технический регламент «О безопасности высоковольтного оборудования» (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 26.06.2009).

Ассоциация «Гидроэнергетика России» совместно с ОАО «ГидроОГК» и ОАО РАО «ЕЭС России» разрабатывало предложения по созданию структуры нормативно-технической документации, обеспечивающей деятельность гидроэлектростанций, выявлению узких мест и пробелов в обеспечении ГЭС НТД, разработке программ разработки и обновления документации. В рамках данной работы были предложены принципы и подходы по стандартизации документов в области технического регулирования в гидроэнергетике. В 2009 году по заказу ОАО «РусГидро» была разработана методология стандартизации в сфере технического регулирования в рамках реализации Программы работ по стандартизации, включающая предложения по классификации объектов технического регулирования, методические указания по расчету экономической эффективности разработки стандарта организации и пр.

ОАО РАО «ЕЭС России» было введено в действие 20 стандартов организации.

Ассоциация «Гидроэнергетика России» по договору с НП «ИНВЭЛ» выполнена разработка 25 стандартов организации в области эксплуатации и создания гидроэлектростанций, их основного оборудования и технических систем, гидротехнических сооружений. Все члены НП «Гидроэнергетика России» участвовали в рассмотрении и направляли свои предложения к разработанным стандартам.

НП «ИНВЭЛ» 15 стандартов введены в действие, введение в действие 10 стандартов отложено в связи с необходимостью учета рекомендаций, сформированных по результатам расследования аварии на СШГЭС.

Многие члены НП «Гидроэнергетика России» своими приказами ввели в действие СТО, разработанные НП «Гидроэнергетика России» (ОАО «РусГидро», ОАО «Иркутскэнерго» и др.)

1.7 Формирование рынка электроэнергии, мощности и системных услуг с учетом специфики услуг, оказываемых ГАЭС Решение не выполнено.
1.8 Осуществление мероприятий, обеспечивающих возможность прямых экспортных поставок э/э (мощности) и услуг ГЭС Решение не выполнено.
1.9 Совершенствование системы образования для подготовки специалистов в сфере гидроэнергетики, обучения, подготовки, повышения квалификации и обмена опытом персонала

ОАО «ГидроОГК» 5 декабря 2007 г был образован филиал «Корпоративный университет гидроэнергетики» (КорУнГ). КорУнГ ориентируется на программы, формирующие (поддерживающие) ключевые компетенции работников ОАО «РусГидро», и на инструментарий, требуемый в их деятельности (реализуемой или проектируемой). Проактивная гибкая позиция КорУнГа позволяет тратить минимальное время на создание и запуск адаптивных актуальных курсов, и использовать минимальное время отвлечения от работы работников «РусГидро». В основе деятельности КорУнГа лежит концепция эффективного управления знаниями. КорУнГ активно вовлекает в обучение экспертов Компании и использует обмен опытом как элемент обучения.

ОАО «Иркутскэнерго» создан Учебный Центр - один из крупнейших учебных центров Восточной Сибири, осуществляющих подготовку, повышение квалификации персонала в области Энергетики. Совместно с ИГТУ организовано целевое обучение специалистов.

НП «Гидроэнергетика России» в рамках своей деятельности выпустило несколько учебных пособий, справочников и монографий, в т.ч.:

  • пособие под редакцией В.В. Елистратова «ГЭС малой мощности»;
  • справочник-каталог под редакцией д.т.н. Безруких П.П. «Оборудование возобновляемой и малой энергетики»;
  • альбом под редакцией В.С. Конвиза «ГЭС в головной части Кубань-Калаусской обводнительно-оросительной системы»;
  • монографию доктора технических наук Калустяна Э. С. «Геомеханика в плотиностроении»;
  • учебник, написанный коллективом кафедры гидротехнических сооружений МГСУ под редакцией профессора Рассказова Л. Н. «Гидротехнические сооружения»;
  • сборник воспоминаний выпускников гидротехнического факультета МИСИ, которые были активными участниками строительства крупнейших гидротехнических сооружений второй половины ХХ века «Гидротехники с Разгуляя» (под ред. Сафонова В. Б.).

Кроме того, сотрудники НП «Гидроэнергетики России» участвуют в разработке обучающих лекций и дистанционном проведении занятий по данным лекциям.

1.10 Укрепление и развитие материальной базы и кадрового потенциала научно-исследовательского и проектно-изыскательского комплексов гидроэнергетического профиля

Решение не выполнено. Можно только отметить имеющуюся тенденцию к обновлению кадрового состава научно-исследовательского и проектно-изыскательского комплексов, связанную с оживлением инвестиционной деятельности в гидроэнергетике.

ОАО «Иркутскэнерго» ежегодно заключаются договора о техническом содействии с ОАО «Институт Гидропроект», ОАО «ВНИИГ им. Б.Е. Веденеева», ФГУ «Братский государственный институт».

Формирование позитивного имиджа гидроэнергетики как возобновляемого и экологически чистого источника энергии

В настоящее время ведется работа по преодолению негатива, связанного с аварией на Саяно-Шушенской ГЭС.

В 2008 году НП «Гидроэнергетика России» принимало активное участие в проекте «Белая книга – Плотины и Развитие». Проект инициирован Коалицией общественных экологических организаций (Всемирный фонд дикой природы, Гринпис России, Международный социально-экологический союз, Независимое экологическое рейтинговое агентство, Союз охраны птиц России и Центр охраны дикой природы), ОАО «РусГидро» и НП «Гидроэнергетика России». Проект предусматривал подготовку аналитического обзора современного положения дел в мировой практике строительства, реконструкции и эксплуатации ГЭС в вопросах воздействия ГЭС на окружающую среду. В рамках данного проекта было организовано обсуждение многосторонних проблем с участием представителей ряда природоохранных организаций.

С 2009 года работа в данном направлении была продолжена в рамках проекта по тестированию документа Международной гидроэнергетической ассоциации «Протокол по оценке устойчивости гидроэнергетики» (более подробно о проекте см. п. 7).

ОАО «Иркутскэнерго» проведена научно-практическая конференция «Братская ГЭС. Первый триллион за плечами. Опыт и перспективы»

1.11 Разработка и формирование системы долгосрочных отношений с основными поставщиками оборудования, подрядными организациями

Система долгосрочных договоров с поставщиками оборудования действует на многих гидроэнергетических предприятиях. Примером могут служить договор ОАО «РусГидро» с ОАО «Силовые машины» на поставку комплекса из 10 машин для восстановления Саяно-Шушенской ГЭС, договора ОАО «Иркутскэнерго» в рамках реализации проекта по реконструкции Братской ГЭС (ведется работа совместно с ООО «Иркутскэнерготрейд»). ОАО «Иркутскэнерго» разработан стандарт и внедрен предприятия «Выбор подрядчиков по выполнению работ и предоставлению услуг», который позволяет заключать долгосрочные договора.

2 Обратится в Правительство РФ с просьбой о рассмотрении вопросов:
2.1 Поэтапного прекращения субсидирования гидроэнергетикой потребителей рынка электроэнергии и мощности Вопрос решен системными методами – введен рынок электроэнергии и мощности.
2.2 Разработки и внедрения механизмов государственной поддержки развития гидроэнергетики, включая использование средств федерального инвестиционного фонда

ОАО «РусГидро» проводилась работа над проектом постановления Правительства РФ о порядке согласования инвестиционных программ субъектов электроэнергетики, в уставных капиталах которых участвует государство, которое будет регулировать порядок согласования инвестиционной программы энергопредприятия, включая источники ее финансирования. Подготовлены и внесены в Минэнерго РФ предложения по плану мероприятий Правительства РФ по стимулированию инвестиций в электроэнергетику.

ОАО «Иркутскэнерго» направлено обращение по вопросу строительства автодорожного и железнодорожного моста в нижнем бьефе Братской ГЭС.

Планом мероприятий по реализации водной стратегии РФ на период до 2020 года, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2009 г. N 1235-р, предусмотрена подготовка в 2009 году предложений по обеспечению государственного софинансирования создания гидротехнических сооружений новых ГЭС (ответственные – Минэнерго России, Минфин России, иные ФОИВ).

3 Рекомендовать НП «Гидроэнергетика России» ускорить разработку концепции и прогноза развития гидроэнергетики на период до 2020 года и на перспективу до 2050 года. На основании этих разработок внести предложения по пересмотру соответствующих положений Энергетической стратегии России при подготовке ее в новой редакции

НП «Гидроэнергетика России» организовало разработку концепции развития гидроэнергетики России на период до 2020 года и на перспективу до 2050 года и Сценариев развития гидроэнергетики России на период до 2020 года и на перспективу до 2050 года (ресурсное обеспечение). Предложения были учтены при подготовке Энергетической стратегии на период до 2030 года. В Генеральной схеме также учтены предложения по увеличению доли ВИЭ - вводимые мощности гидрогенерации – 25,6 ГВт (включая ГЭС-ГАЭС и ПЭС). Распоряжением Правительства РФ от 22 февраля 2008 г. № 215 Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года утверждена.

Энергетическая стратегия на период до 2030 года была утверждена Распоряжением Правительства РФ от 13 ноября 2009 года № 1715-р. Данной Энергетической стратегией предусматривается увеличение доли нетопливных источников энергии в потреблении первичных топливно-энергетических ресурсов с 11 процентов до 13 - 14 процентов к 2030 году. Новая Энергетическая стратегия ориентирована на увеличение доли производства энергии генерирующими объектами, использующими возобновляемые источники энергии, и гидроаккумулирующими электростанциями, в общем объеме производства электроэнергии с 16,15% до 19% (на 3 этапе реализации Энергостратегии). При этом на первом и втором этапе реализации Энергостратегии прогнозируется несущественное снижение доли гидроэнергии (с 16,15% в 2008 году до 15,98% (1 этап) и 15,43% (2 этап)).

4 Рекомендовать НП «Гидроэнергетика России», ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «ГидроОГК», ОАО «ТГК-1», ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «Татэнерго» разработать и согласовать с федеральными органами исполнительной власти предложения по эффективному взаимодействию гидроэнергетических компаний и системы государственного управления водохозяйственным комплексом по вопросам: Рекомендация не была выполнена в полном объеме в связи с проведением административной реформы. По каждому направлению были подготовлены проекты документов, которые на данный момент не утверждены.
4.1 Разработки методических указаний по разработке правил использования водных ресурсов водохранилищ

НП «Гидроэнергетика России» был подготовлен проект межотраслевого документа «Методические указания по составлению правил использования водных ресурсов водохранилищ гидроузлов электростанций России». Документ был направлен для утверждения в Федеральное агентство водных ресурсов.

ОАО «Иркутскэнерго» подготовлена редакция правил использования водных ресурсов оз. Байкал и р. Ангары.

4.2 Проектирования, строительства и эксплуатации водохранилищ общего пользования для целей гидроэнергетики, находящихся в федеральной собственности НП «Гидроэнергетика России» разработана Концепция Правил проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию водохранилищ гидроэлектростанций и Стандарт организации «Гидроэнергетическое строительство. Водохранилища ГЭС. Основные требования к изысканиям, проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию. Нормы и требования». Данный стандарт был введен в действие НП «ИНВЭЛ». Правила были переданы на рассмотрение Минприроды России.
4.3 Обеспечения безопасности ГТС различных форм собственности, в т.ч. на пограничных и трансграничных реках Планом мероприятий по реализации водной стратегии РФ на период до 2020 года, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2009 г. N 1235-р, предусмотрено проведение в 2009-2010 годах мероприятий по совершенствованию законодательства о безопасности гидротехнических сооружений в целях снижения рисков возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера и сокращения количества бесхозяйных гидротехнических сооружений (ответственные - Минприроды России и иные заинтересованные федеральные органы исполнительной власти).
4.4 Обоснования ставок платежей за пользование водными ресурсами Вопрос решился в связи с изменением системы управления водным хозяйством - с 01 января 2007 г. вступил в силу новый Водный кодекс Российской Федерации (введен в действие Федеральными законами №73-ФЗ от 03 июня 2006 г. и №74-ФЗ от 03 июня 2006 г.)
4.5 Создания рыночных механизмов предоставления водных объектов в пользование коммерческим пользователям. Вопрос решился в связи с изменением системы управления водным хозяйством - с 01 января 2007 г. вступил в силу новый Водный кодекс Российской Федерации (введен в действие Федеральными законами №73-ФЗ от 03 июня 2006 г. и №74-ФЗ от 03 июня 2006 г.)
5

Рекомендовать НП «Гидроэнергетика России», ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «ГидроОГК», ОАО «ТГК-1», ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «Татэнерго» совместно с Федеральным агентством водных ресурсов организовать разработку комплекса мероприятий по обеспечению безаварийного пропуска через створы гидроэнергетических узлов максимальных расходов паводков и половодий, предусматривающего:

  • обеспечение надежной работы всех водопропускных ГТС, участвующих в пропуске максимальных расходов воды независимо от принадлежности;
  • освобождение от застройки территорий, определенных проектом гидроузлов или специальными расчетами как затопляемых при пропуске максимальных расчетных расходов воды;
  • расчистку русел рек.

Обратится в правительство РФ с предложением о его реализации.

Ежегодно реализуются мероприятия, предусмотренные приказом «О мерах по обеспечению прохождения весеннего половодья и летне-осенних паводков».

Планом мероприятий по реализации водной стратегии РФ на период до 2020 года, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 27 августа 2009 г. N 1235-р, предусмотрена реализация в 2009-2010 годах следующих мероприятий:

  • Регламентация хозяйственной деятельности на территориях, подверженных периодическому затоплению, в том числе расположенных в нижних бьефах гидроузлов (ответственные - Минприроды России, Минрегион России, МЧС России, Минэнерго России, Минсельхоз России);
  • Совершенствование деятельности межведомственных оперативных групп по регулированию режимов использования водных ресурсов крупных водохозяйственных систем, водохранилищ комплексного назначения (ответственные - Росводресурсы, Росрыболовство, Минэнерго России, Минтранс России, Минсельхоз России).
6 Рекомендовать ОАО «ГидроОГК» ускорить разработку, принятие и организацию реализации инвестиционной программы, предусматривающей строительство ГЭС и ГАЭС, обеспечивающей сохранение и увеличение их доли в энергобалансе страны и создание стратегического возобновляемого резерва по производству электроэнергии, повышение системной надежности. При разработке ТЭО строительства ГЭС предусматривать возможность комплексного использования и развития прилегающих территорий, а также передачи электроэнергии на дальние расстояния для реализации внутри страны и на экспорт. ОАО «РусГидро» разработана инвестиционная программа, предполагающая, помимо прочего, участие в реализации кластерных проектов (п. 1.4). Однако на данный момент не в полном объеме функционируют механизмы реализации инвестиционной программы, указанные в п. 1.4 и 2.2. настоящей таблицы.
7 Рекомендовать Ассоциации «Гидроэнергетика России» подготовить предложения по расширению участия представителей российской гидроэнергетики в международном сотрудничестве и обмене опытом.

Ассоциацией «Гидроэнергетика России» были подготовлены предложения по расширению участия представителей российской гидроэнергетики в международном сотрудничестве и обмене опытом. Данные предложения предусматривают:

  • участие представителей Российского национального комитета СИГБ в Конгрессах Международной Комиссии по большим плотинам (СИГБ). НП «Гидроэнергетика России» обеспечивает участие представителей РНК СИГБ и распространение материалов Конгрессов СИГБ среди своих членов. Кроме того, Ассоциацией «Гидроэнергетика России» проводится работа по переводу на русский язык 32 бюллетеней, выпускаемых СИГБ по наиболее значимым вопросам проектирования и эксплуатации больших плотин. Тексты бюллетеней будут доступны членам Ассоциации и будут использоваться при подготовке нормативных и регламентирующих документов в сфере гидроэнергетики.
  • вступление Ассоциации «Гидроэнергетика России» в Международную гидроэнергетическую ассоциацию (МГА). Это позволит оптимизировать затраты гидроэнергетических компаний, поскольку члены Ассоциации будут иметь возможность участвовать в мероприятиях МГА как представители Ассоциации «Гидроэнергетика России» и получать доступ ко всем материалам ассоциации без необходимости оплаты отдельного регулярного взноса. На данный момент Ассоциация «Гидроэнергетика России» совместно с ОАО «РусГидро» участвует в проекте МГА по тестированию документа «Протокол по оценке устойчивости гидроэнергетики». Протокол позиционируется не только как инструмент оценки экономических, социальных и экологических аспектов проекта, но и как способ оценки соответствия проекта международным нормам и требованиям в области проектной деятельности в гидроэнергетике. Целью участия НП «Гидроэнергетика России» и ОАО «РусГидро» в данном проекте является тестирование Протокола в условиях Российской Федерации на примере одной из станции ГЭС для формирования позиции, насколько полно международные инструменты оценки (позиционирующиеся как универсальные) принимают во внимание российский опыт и специфику российского сектора гидроэнергетики. В результате тестирования, российская сторона сможет не только компетентно заявить о применимости/неприменимости данного документа в национальном масштабе, но и внести свои предложения по доработке документа коллегам международного сообщества.
8 Принять обращение в поддержку инициативы РНК СИГБ о проведении в 2007 году в г. Санкт-Петербурге 75 Исполкома СИГБ 75 Конгресса Международной Комиссии по большим плотинам (СИГБ) был проведен в Санкт-Петербурге в 2007 году. Организатором мероприятия выступило НП «Гидроэнергетика России».
 
Телефон: +7 (495) 225 32 32, доб. 4120
Электронная почта: info@hydropower.ru