Ассоциация организаций и работников гидроэнергетики Гидроэнергетика России
 

 

Контакты
Портал для партнеров
База данных ГЭС
Электронная Библиотека Гидроэнергетиков


 
Членство Техническое регулирование и стандартизация КОНКУРС Книги Ассоциации Архив новостей Контакты
Принятое решение

Одобрено Наблюдательным советом
Ассоциации «Гидроэнергетика России» (протокол № 5 от 13.02.14 г)

РЕШЕНИЕ ПЯТОГО
ВСЕРОССИЙСКОГО СОВЕЩАНИЯ ГИДРОЭНЕРГЕТИКОВ
27-28 ноября 2013 года, г. Санкт-Петербург


Всероссийские совещания проводятся с 1996 года. Первое совещание было проведено по инициативе ОАО РАО «ЕЭС России». На первом Всероссийском совещании основным обсуждаемым вопросом стало состояние гидроэнергетического комплекса России, сложившееся в период экономического кризиса и застоя. Второе Всероссийское совещание гидроэнергетиков, проведенное в 2001 году, обсудило задачи, стоящие перед российской гидроэнергетикой в начале XXI века. Третье Всероссийское совещание гидроэнергетиков, организованное Ассоциацией «Гидроэнергетика России» в 2005 году, в качестве основной проблемы рассматривало проблему большого неиспользованного гидроэнергетического потенциала и предлагало рекомендации по увеличению объемов строительства ГЭС. Четвертое Всероссийское совещание гидроэнергетиков, организованное Ассоциацией «Гидроэнергетика России» в 2010 году, поставило в качестве основной цели обсуждение вопросов безопасности ГЭС.

Пятое Всероссийское совещание гидроэнергетиков (далее – V Совещание) прошло 27-28 ноября 2013года в г. Санкт Петербург под лозунгом «Сильной России – мощную обновленную гидроэнергетику».

V Совещание было организовано и проведено Ассоциацией «Гидроэнергетика России» при поддержке ОАО «РусГидро», ОАО «Иркутскэнерго», ОАО «Красноярская ГЭС» и других членов Ассоциации.

В работе V Совещания приняли участие 249 представителей организаций гидроэнергетической отрасли России, стран СНГ и зарубежных компаний, Государственной думы Федерального собрания Российской Федерации, Федерального агентства водных ресурсов Российской Федерации, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Российской Федерации, Российской Академии Наук, неправительственных организаций, предприятий машиностроения и приборостроения, научно-исследовательских, проектно-изыскательских, наладочных строительно-монтажных, ремонтных и эксплуатирующих организаций, высших учебных заведений.

На V Совещании подведены итоги выполнения Решения IV Всероссийского совещания гидроэнергетиков (далее – IV Совещание), прошедшего 25-27 февраля 2010 года, обсуждены вопросы состояния и развития гидроэнергетики Российской Федерации.

В течение двух дней работы V Совещания прошло 2 пленарных заседания и 10 тематических заседаний «круглых столов». С докладами на пленарных заседаниях и «круглых столах» V Совещания выступило более 50 человек. Большое внимание было уделено совместному обсуждению стоящих задач и существующих проблем и выработке рекомендаций в проект Решения V Совещания.

На IV Совещании подведены итоги выполнения решений III Всероссийского совещания гидроэнергетиков (далее – III Совещание), прошедшего 9-10 сентября 2005 года.

    Пятое Всероссийское совещание гидроэнергетиков отмечает:
  1. Большая часть рекомендаций IV Совещания выполнена:
    • Основные проекты строительства ГЭС реализуются в логике комплексного развития территорий.
    • Инвестиционные проекты в основной своей части обеспечены требуемыми финансовыми ресурсами.
    • Начато восстановление системы обязательного назначения генпроектировщика и генподрядчика проектируемых, строящихся и действующих ГЭС.
    • Решены вопросы перехода на долгосрочные отношения с научно-исследовательскими и проектными организациями.
    • В гидроэнергетических компаниях и Ассоциации «Гидроэнергетика России» реализованы мероприятия по формированию и поддержанию нормативно-правовой базы, обеспечивающей безопасность, надежность и эффективность функционирования, приоритетность развития гидроэнергетики России.
    • Восстановление Саяно-Шушенской ГЭС идет строго в соответствии с установленным графиком. К 2012 году располагаемая мощность станции достигла доаварийного уровня, введен в эксплуатацию береговой водосброс, в 2013 году станция достигла проектной установленной мощности 6 400 МВт и выведены на замену два из четырех восстановленных ранее агрегата. К концу 2014 года Саяно-Шушенская ГЭС будет полностью оснащена новым и современным оборудованием.
    • Ассоциацией «Гидроэнергетика России» начато создание Электронной библиотеки гидроэнергетиков, которая в настоящее время содержит более 650 изданий, выпущенных в России и за рубежом в период с 1922 по 2013 гг.


  2. Среди невыполненных рекомендаций IV Совещания основную долю составляют рекомендации, реализация которых предусматривалась на отраслевом уровне:
    • Не формируется сводная отраслевая программа НИР и НИОКР;
    • Не воссоздана отраслевая производственная структура по наладке и освоению нового оборудования, совершенствованию организации эксплуатации ГЭС;
    • Не создан отраслевой центр по технической информации;
    • Не восстановлена процедура регулярного анализа и обобщения аварий, инцидентов, технологических нарушений в гидроэнергетике с выпуском соответствующей информации для гидрогенерирующих компаний, научных и проектных институтов;
    • Не создана единая информационно-аналитическая система гидрометеорологических наблюдений.
    • Не решен вопрос с подготовкой и выпуском отраслевых директивных и методических документов, обобщающих опыт эксплуатации и ремонта оборудования.
    • Не восстановлена система среднего специального и профессионально-технического образования для подготовки рабочих и специалистов базовых профессий.
    • Не в полном объеме решены вопросы компенсации затрат ГЭС и ГАЭС по предоставлению услуг, обеспечивающих системную надежность.
    • Не завершено формирование системы технического регулирования в электроэнергетике, в том числе организация процессов разработки, обновления и введения в действие субъектами электроэнергетики нормативно-технических документов, а также становление системы оценки соответствия оборудования и устройств объектов электроэнергетики установленным требованиям.


  3. Не достигнута одна из основных целей, поставленных на IV Совещании: «Обеспечение сохранения не менее достигнутой доли гидроэнергетики в производстве электроэнергии при корректировке Генеральной схемы развития Единой энергосистемы России с учетом региональных особенностей распределения гидропотенциала, обеспечения инновационного развития и модернизации, требуемого уровня безопасности и надежности объектов гидроэнергетики».
    Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2030 года в новой редакции окончательно не утверждена, а имеющиеся документы предусматривают снижение доли гидроэнергетики в производстве электроэнергии.

    Основными сдерживающими развитие гидроэнергетики факторами являются:
    • несовершенство системы государственного управления комплексным развитием инфраструктуры регионов, в том числе водохозяйственного комплекса;
    • отсутствие действующей системы долгосрочного стратегического планирования в увязке с общими планами развития регионов и электроэнергетики в целом;
    • отсутствие признанной системы комплексной оценки эффективности инфраструктурных проектов, в т.ч. проектов в сфере гидротехнического строительства;
    • недооцененность гидротехнического строительства как одного из главных инструментов комплексного использования водохозяйственных объектов и надежной защиты территорий от наводнений.

  4. Решение ряда задач возможно только на уровне государства либо отрасли:
    • формирование сбалансированных в территориальном разрезе энергетических, водохозяйственных и социально-производственных комплексов;
    • функционирование и развитие системы гидрометеорологических наблюдений;
    • функционирование и развитие системы технического регулирования, в т.ч. национальной системы стандартизации;
    • воссоздание, функционирование и развитие системы сбора, анализа и распространения научно-технической информации, в т.ч. аналитической информации об авариях, инцидентах и технологических нарушениях при эксплуатации и строительстве гидротехнических сооружений и гидроэлектростанций;
    • поддержание и развитие системы профильного высшего и средне-специального образования, профессионально-технического обучения.


  5. Переход гидроэнергетических компаний к формированию и реализации долгосрочных программ нового строительства и технического перевооружения требует повышения эффективности функционирования систем:
    • принятия решений, обеспечивающей выход гидроэнергетики на новый технологический уровень при сохранении и повышении безопасности и надежности объектов;
    • обеспечения качества проектных решений, конструкций оборудования и сооружений, строительно-монтажных и ремонтно-наладочных работ;
    • поддержки и мотивации профессионального роста молодых ученых и специалистов в области гидротехнического строительства и гидроэнергетики;
    • отбора, подготовки, повышения квалификации и аттестации персонала проектных, строительных, ремонтных и эксплуатирующих организаций;


  6. Глобальное изменение климата становится все более существенным фактором влияния на водно-энергетические характеристики рек, что требует пересмотра:
    • ранее проведенных оценок гидроэнергетического потенциала;
    • водно-энергетических показателей новых и реализованных проектов в гидроэнергетике и в водохозяйственном комплексе в целом;
    • подходов к оценке уровня безопасности гидротехнических сооружений.

    Пятое Всероссийское совещание гидроэнергетиков решило:
  1. Считать главной целью сообщества гидроэнергетиков Российской Федерации обеспечение в долгосрочной перспективе максимального освоения и эффективного использования экономического гидроэнергетического потенциала рек Российской Федерации.

  2. Для достижения данной цели рекомендовать решение следующих задач на всех уровнях управления, технологии и техники:

    2.1. На международном уровне:

    2.2.1. формирование нормативно-правового пространства, обеспечивающего приоритетность и возможность реализации государственных и совместных проектов и долгосрочных программ комплексного, инфраструктурного назначения;

    2.2.2. совершенствование экологического законодательства и его гармонизация с международным;

    2.2.3. внедрение системы долгосрочного стратегического планирования развития территорий, обеспечивающей поддержание и укрепление национальной безопасности в сфере энергетики и природопользования, в том числе:

    2.2.3.1. включение в состав документов долгосрочного стратегического планирования разделов организации защиты от наводнений в паводкоопасных регионах с широкомасштабным использованием гидроузлов комплексного назначения;

    2.2.3.2. включение в состав комплексной государственной приоритетной программы социального, индустриального и энергетического развития Сибирского и Дальневосточного регионов до 2020-2030 гг подпрограммы строительства противопаводковых гидроузлов комплексного назначения;

    2.2.3.3. формирование долгосрочных государственных программ развития сети гидрометеорологических наблюдений и улучшения качества прогнозных моделей.

    2.2.4. продолжение работ по внедрению рынка системных услуг в электроэнергетике;

    2.2.5. разработка предложений по внедрению рынка водохозяйственных услуг;

    2.2.6. восстановление и поддержание системы высшего и средне-специального образования, обеспечивающей подготовку инженерно-технических кадров необходимого качества.

    2.2. На уровне Российской Федерации:

    2.2.1. формирование нормативно-правового пространства, обеспечивающего приоритетность и возможность реализации государственных и совместных проектов и долгосрочных программ комплексного, инфраструктурного назначения;

    2.2.2. совершенствование экологического законодательства и его гармонизация с международным;

    2.2.3. внедрение системы долгосрочного стратегического планирования развития территорий, обеспечивающей поддержание и укрепление национальной безопасности в сфере энергетики и природопользования, в том числе:

    2.2.3.1. включение в состав документов долгосрочного стратегического планирования разделов организации защиты от наводнений в паводкоопасных регионах с широкомасштабным использованием гидроузлов комплексного назначения;

    2.2.3.2. включение в состав комплексной государственной приоритетной программы социального, индустриального и энергетического развития Сибирского и Дальневосточного регионов до 2020-2030 гг подпрограммы строительства противопаводковых гидроузлов комплексного назначения;

    2.2.3.3. формирование долгосрочных государственных программ развития сети гидрометеорологических наблюдений и улучшения качества прогнозных моделей.

    2.2.4. продолжение работ по внедрению рынка системных услуг в электроэнергетике;

    2.2.5. разработка предложений по внедрению рынка водохозяйственных услуг;

    2.2.6. восстановление и поддержание системы высшего и средне-специального образования, обеспечивающей подготовку инженерно-технических кадров необходимого качества.

    2.3. На отраслевом уровне:

    2.3.1. создание действующей системы долгосрочного стратегического планирования развития отрасли;

    2.3.2. создание системы разработки и поддержания нормативно-правовой базы управления объектами энергетической и водохозяйственной инфраструктуры в сфере технического регулирования, в т.ч.:

    2.3.2.1. создание единой системы классификации нормативно-технической документации в гидроэнергетике и электроэнергетике в целом;

    2.3.2.2. создание единой терминологической базы нормативно-технической документации в сферах электроэнергетики, гидроэнергетики и водного хозяйства;

    2.3.2.3. актуализация и адаптация к действующей системе технического регулирования основных документов электроэнергетики дореформенного периода (включая Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей, Правила организации технического обслуживания и ремонта оборудования, зданий и сооружений электростанций и сетей и т.д.);

    2.3.2.4. разработка и внедрение механизмов стабильного долгосрочного ресурсного обеспечения (интеллектуального, организационного, информационного и финансового) работ по разработке и актуализации нормативно-технических документов в гидроэнергетике;

    2.3.2.5. разработка и введение комплексной системы требований к организациям, имеющим право разработки правил использования водных ресурсов, включая систему оценки соответствия;

    2.3.2.6. разработка предложений по внесению в регламент согласования правил использования водных ресурсов изменений, исключающих возможность их утверждения без учета мнения организаций, эксплуатирующих ГЭС;

    2.3.2.7. регламентация порядка подготовки и исполнения решений о форс-мажорных режимах регулирования стока, в т.ч. о вынужденной форсировке и глубокой предпаводковой сработке водохранилищ;

    2.3.2.8. анализ возможности и последствий перехода расчетов водно-энергетических показателей исходя из максимально возможного притока (PMF) и внесение соответствующих изменений в нормативную правовую базу. 2.3.3. создание и поддержание единого информационного пространства в сфере управления безопасностью, надежностью и эффективностью объектов энергетической и водохозяйственной инфраструктуры, в т.ч.:

    2.3.3.1. развитие системы сбора и обобщения данных мониторинга состояния гидротехнических сооружений и водно-энергетических показателей ГЭС;

    2.3.3.2. создание системы регулярного анализа и обобщения результатов технического расследования аварий, инцидентов, технологических нарушений в гидроэнергетике с выпуском соответствующей информации для гидрогенерирующих компаний, научных и проектных организаций и формированием единой базы данных.

    2.3.4. разработка и внедрение механизмов принятия решений по обеспечению надежности работы и управлению режимами ЕЭС на основании технико-экономического сравнения и оценки рисков вариантов.

    2.4. На уровне компаний:

    2.4.1. формирование имиджа гидрогенерирующих компаний как производителей возобновляемого и наиболее чистого вида электроэнергии, соответствующего требованиям обеспечения долгосрочной энергетической и экологической безопасности страны;

    2.4.2. формирование и организация реализации долгосрочных целевых программ НИР и НИОКР, обеспечивающих разработку новых технологий, материалов и оборудования, опережающих лучшие мировые аналоги;

    2.4.3. создание действующей системы долгосрочного планирования строительства новых, реконструкции, модернизации и поддержания состояния действующих объектов гидроэнергетики;

    2.4.4. повышение уровня безопасности, надежности и эффективности

    гидроэнергетических проектов и объектов на всех стадиях жизненного цикла, в т.ч.: 2.4.4.1. разработка и внедрение системы апробации материалов, техники и новых технологий в гидроэнергетике, в т.ч. путем создания экспертных центров, в первую очередь на базе действующих профильных НИИ и ВУЗов;

    2.4.4.2. унификация и информатизация процессов изысканий, мониторинга и диагностики состояния окружающей среды, территории, гидротехнических сооружений, оборудования, технологических и систем и гидрологии на всех стадиях жизненных циклов, на основе имеющихся и разработки новых процессов и технологий;

    2.4.4.3. разработка единой концепции внедрения новых технологий проектирования, в т.ч. многомерного моделирования в проектно-изыскательских организациях;

    2.4.4.4. разработка методологии применения апробированных проектных решений и технологического оборудования при проектировании новых гидроэлектростанций и унификации при реконструкции и модернизации действующих гидроэлектростанций;

    2.4.4.5. разработка системы требований по проектированию, строительству и комплектации оборудования, технологическими и управляющими системами, ранжированной по уровням мощности и типам гидроэлектростанций и основанной на технико-экономическом расчете и оценке рисков;

    2.4.5. максимизация производства электроэнергии ГЭС при соблюдении требований безопасности, надежности и эффективности электроэнергетической системы и комплексного использования водохозяйственных систем, в т.ч.:

    2.4.5.1. проведение работ по оценке влияния изменений климата на условия работы гидроузлов с учетом перехода на расчет по максимальному притоку (PMF), разработка программ по обеспечению заданного уровня безопасности и надежности гидротехнических сооружений и оборудования в складывающихся условиях;

    2.4.5.2. разработка и внедрение корпоративных систем прогнозирования и управления водно-энергетическими режимами, встроенных в общегосударственные системы.

    2.4.6. планомерное формирование, наполнение и поддержка системы нормативно-технической документации, по всем технологическим процессам и элементам Технической системы гидроэнергетики с учетом предложений, высказанных на пленарных заседаниях и заседаниях круглых столов Совещания;

    2.4.7. развитие системы поддержки и мотивации профессионального роста молодых ученых и специалистов в области гидротехнического строительства и гидроэнергетики;

    2.4.8. развитие систем отбора, подготовки, повышения квалификации, подбора и расстановки, аттестации персонала на основе профессиональных стандартов и действующей системы требований;

    2.4.9. реализация конкретных предложений, высказанных на заседаниях Совещания.

  3. Ассоциации «Гидроэнергетика России» обеспечить доведение настоящего Решения до руководителей организаций-участников Совещания и руководителей профильных министерств и ведомств, а также ежегодное формирование отчетов о выполнении Решения и их размещение в открытом доступе.

Руководитель редакционной группы

Хазиахметов Р.М.

Члены редакционной группы:

Байков В.Н.
Баранов А.Е.
Беллендир Е.Н.
Бушуев В.В.
Варнавский Б.П.
Глаговский В.Б.
Лапин Г.Г.
Лащенов С.Я.
Молодкин К.А.
Нечаев В.В.
Рыбушкина А.В.
Семенков В.М.
Семенов И.В.
Серков В.С.
Усталова Т.П.
Хазиахметов Т.Р.




 
Телефон: +7 (495) 225 32 32, доб. 4120
Электронная почта: info@hydropower.ru