Ассоциация организаций и работников гидроэнергетики Гидроэнергетика России
 

 

Контакты
Портал для партнеров
База данных ГЭС
Электронная Библиотека Гидроэнергетиков


 
Членство Техническое регулирование и стандартизация КОНКУРС Книги Ассоциации Архив новостей Контакты
Принятое решение

РЕШЕНИЕ II ВСЕРОССИЙСКОГО СОВЕЩАНИЯ ГИДРОЭНЕРГЕТИКОВ

Второе Всероссийское совещание гидроэнергетика в было проведено по инициативе Российского акционерного общества энергетики и электрификации "ЕЭС России", Государственной Думы Российской Федерации, Министерства экономического развития торговли, Министерства энергетики Российской Феде¬рации, Российской Академии наук, Международной энергетической Академии и ОАО "Всероссийский научно-исследовательский институт им. Б. Е. Веденеева".

Проведение Второго Всероссийского совещания гидроэнергетиков - это возрождение традиций проведения таких совещаний, имевших место в конце XIX и начале XX веков.

Первое Всероссийское совещание, состоявшееся в 1996 году, обсудило состояние гидроэнергетического комплекса России в период экономического кризиса и полного застоя в освоении гидропотенциала России. Обсуждены и предложены пути сохранения и развития гидроэнергетики в составе топливно-энергетического комплекса страны. В основном решения Первого Всероссийского совещания гидроэнергетиков были выполнены. Однако рад важных рекомендации Первого совещания гидроэнергетиков так и не был реализован. Это касается вопросов быстрейшего завершения работ на строящихся ГЭС, разработки Президентской Программы развития гидроэнергетики России на 1997-2015 годы с перспективой до 2030 года.

В работе Второго Всероссийского совещания гидроэнергетиков приняли участие представители более 135 предприятий и организации электроэнергетической отрасли России и стран СНГ, представители РАО "ЕЭС России", Государственной Думы, Минэнерго России и Администраций регионов России, Российской Академии наук» Международной -энергетической академии. Российской инженерной академии, Академии водохозяйственных наук, строительных и монтажных организаций, предприятий машиностроения и приборостроения, научно-исследовательских и проектно-изыскательских институтов, высших учебных заведений.

С докладами и сообщениями выступили 25 человек. Совещание отмечает:

  1. За истекшие 5 лет с момента проведения Первого Все российского совещания гидроэнергетиков вопрос о гидроэнергетике и ее роли в топливно-энергетическом балансе страны стал более актуальным:

    • обострилась проблема структуры топливно-энергетического баланса страны, вызванная постоянным удорожанием органического топлива, а также тенденцией снижения объемов добыли газа;
    • продолжается нарастание объемов физически устаревшего энергетического оборудования и сооружений эксплуатируемых гидроэлектростанций;
    • практически отсутствуют внешние инвестиции в энергетику, особенно в гидроэнергетику.

    В то же время а последние годы наметилась тенденция повышения электропотребления народным хозяйством, что свидетельствует об оживлении экономики страны. Возросла оплата денежными средствами электроэнергии, отпущенной с ГЭС на ФОРЭМ (23% - 1999 г., 100% - 2001 г).

    Объемы финансирования гидростроительных объектов с 1,6 млрд. рублей в 1999 году возросли до 2,7 млрд. рублей в 2001 году, План 2002 года ~ 6,7 млрд. рублей.

  2. Необходимость повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов, создания единого рынка электрической энергии и мощности требует завершения формирования Единой энергетической системы России на всей территорий страны, включая Сибирь и Дальний Восток, дальнейшего развития её системообразующей сети.

  3. Наличие на территории России экономически обоснованного гидроэнергетического потенциала 850 млрд кВт-ч с достигнутой степенью освоения 19% (среднемноголетняя выработка ГЭС около 165 млрд. кВт-ч) ставит перед Правительством РФ, энергетиками и энергомашиностроителями страны задачу увеличения его использования в топливно-энергетическом балансе.

    Мировой опыт показывает, чти уровень освоения гидро-энергетических ресурсов в наиболее развитых и развивающихся странах значительно выше российского. Так, Франция, Швейцария, Португалия и ряд других стран освоили более 90% своего гидроэнергетического потенциала; Япония, Швеция, Греция — от 65 до 90%; Бразилия, Канада, Италия, США — от 50 до 65%; Китай - более 30%.

  4. Сложности с наращиванием добычи органического топлива требуют совершенствования топливно-энергетического баланса страны. Необходимость удовлетворения будущих потребностей народного хозяйства страны в электроэнергии требует обеспечить объем выработки электроэнергии к 2010 году около 1135 млрд. кВг-ч, к 2020 году около 1545 млрд, кВт-ч, при активизации энергосбережения во всех сферах экономики и социальной сфере.

  5. В настоящее время одной из основных проблем энергетики страны является проблема модернизации и частичной замены оборудования гидроэлектростанций. К 2001 году нормативный срок службы выработали гидроагрегаты, суммарная установленная мощность которых составляет 50% всей установленной мощности ГЭС.

    С учетом лавинообразного увеличения доли оборудования, выработавшего свой ресурс, для обеспечения прогнозируемого энергопотребления в соответствии с Энергетической стратегией России в период до 2020 года необходимо ввести на электростанциях России более 230 млн. кВт генерирующих мощностей с учетом обновления, в том числе на ГЭС и ГАЭС -36 млн. кВт (включая замену устаревшего оборудования действующих ГЭС - 20 млн. кВт). Реализация данных планов требует огромных инвестиционных вложений. В этой связи необходимы научная проработка методов продления эксплуатационного ресурса оборудования и повышение затрат на его восстановление.

  6. Тарифы на электроэнергию, регулируемые государством, являются существенно заниженными и в настоящее время не покрывают всех затрат на производство электроэнергии и тепла, поддержание оборудования в работоспособном состоянии, модернизацию и развитие производства.

  7. Энергетической стратегией России предложено недостаточное развитие гидроэнергетики. К 2020 году производство электроэнергии на ГЭС предполагается довести со 164 млрд. кВт-ч в 2000 году до 215-220 млрд. кВт-ч. При выполнении намеченной программы к 2020 году доля ГЭС сократится с 19% в настоящее время до 14%, что недопустимо с позиции энергетической безопасности страны и устойчивой работы ЕЭС.

  8. Ход выполнения энергетической стратегии России вызывает тревогу из-за рисков недовыработки электроэнергии на АЭС и недопоставок газа и угля на ТЭС. Негарантированное производство электроэнергии может составить к 2010 г. 77 млрд. кВт-ч, к 2020 г. - до 330 млрд. кВт-ч.

Оценивая современное состояние гидроэнергетики в составе топливно-энергетического комплекса страны, перспективы его сохранения развития, Совещание решило:

  1. Отметить актуальность и своевременность разработки научно-обоснованного прогноза развития гидроэнергетики на период до 2020 года с учетом уточненного топливного баланса страны.

  2. В качестве финансово-экономического механизма для реализации целостной программы модернизации и технического перевооружения гидроэнергетики целесообразно уже в 2002 году провести переоценку основных фондов ГЭС в 4,5—5 раз и пересмотр тарифов ГЭС с доведением амортизационных средств до объемов, достаточных для реализации программ технического перевооружения и сохранения существующего потенциала гидроэнергетики.

  3. В условиях либерализации энергетического рынка Рос¬сии с 2004 года, развития конкурентных отношений, реструктуризации РАО "ЕЭС Россия" и, учитывая особую роль гидроэнергетики для обеспечения надежности и качества функционирования ЕЭС России, при формировании генерирующих компаний рекомендуется не смешивать тепловые и гидро-электро станции.

    С целью сохранения и развития гидроэнергетики страны рекомендовать Правительству РФ, РАО "ЕЭС России":

    • сформировать самостоятельные крупные гидрогенерирующие компании с контролем государства;
    • обеспечить формирование гидрогенерирующими компаниями целевых инвестиционных фондов для реконструкции, расширения и нового строительства гидроэнергетических объектов за счет разницы рыночной цены электроэнергии и реальных издержек ГЭС на ее производство.
  4. Развитие гидроэнергетики необходимо поставить на уровень государственной политики, что оказало бы существенное положительное влияние на развитие всего топливно-энергетического комплекса страны. Рекомендовать РАО "ЕЭС России" подготовить в правительство РФ предложение но этому вопросу.

  5. Для увеличения доли гидроэнергии в энергобалансе страны считать приоритетными следующие задачи:

    • ускорение ввода недостроенных гидроэлектростанций на территории страны;

    • сооружение Нижнеангарских ГЭС с суммарной выра¬боткой около 18 млрд. кВт-ч;

    • сооружение Туруханской ГЭС мощностью 12—20 млн, кВт и выработкой около 50—86 млрд. кВт-ч. Это позволит передавать в Европейскую часть страны более 80 млрд. кВт-ч бестопливной электроэнергии со значительной долей в пиковой части графика нагрузки. Топливный эффект этой передачи равноценен 20 млрд. м3 газа в год.

      Учитывая, что Туруханская ГЭС будет обеспечивать стратегический энергетический резерв страны, считать необходимым создать Межведомственную правительственную комиссию с участием РАО "БЭС России", Отделения физико-технических проблем энергетики РАН Сибирского, Дальневосточного и Саха-Якутского отделения РАН, Администраций Эвенкийского национального округа, Красноярского края и Правительства Республики Саха-Якутия, Минприроды и Минэнерго РФ, ОАО "Институт Гидропроекг", ОАО "Ленгидропроект" и по результатам этой проработки подготовить соответствующий доклад Правительству РФ;

    • на Дальнем Востоке сооружение Южпо-Яхутского гидроэнергетического комплекса с суммарной мощностью более 5 млн. кВт и годовой выработкой около 25 млрд. кВт-ч. Строительство комплекса ГЭС создаст долгосрочную перспективу развития электроэнергетики в регионе на бестопливной основе.

  6. Учитывая резкое увеличение фоновой сейсмичности районов расположения действующих энергообъектов, связанное с введением новых карт сейсмического районирования территории РФ, рекомендовать всем руководителям энергообъектов РАО "ЕЭС России" разработать дополнительные меры к обеспечению их гарантированной сейсмостойкости и укомплектованию их сейсмостойким оборудованием,

  7. Вызывает большую тревогу сокращение кадров строителей и аксплуатационников в гидроэнергетике.

    Считать необходимым расширить выпуск специалистов по строительству и эксплуатации гидроэлектростанций и просить Минэнерго РФ и РАО "ЕЭС России" сформировать политику в отношении ВУЗов, готовящих инженеров-гидротехников и гидроэнергетиков, включая:

    • внедрение практики заключения договоров между ВУЗом и ГЭС;
    • обеспечение производственной практики студентов на строящихся и эксплуатируемых ГЭС;
    • оказание помощи в материальном обеспечении учебного процесса;
    • более широкое привлечение и использование научного потенциала ученых и преподавателей ВУЗов.

    Рекомендовать РАО "ЕЭС России" выпустить нормативные документы по вахтовому методу строительства, предусматривающие систему компенсирующих выплат, а также регулирующие систему оплаты труда младшего и среднего звена ИТР.

  8. Просить Правительство РФ, Администрацию республик Мари-Эл, Удмуртии, Башкирии, Татарстана, Чувашии, Нижегородской и Кировской областей разработать и реализовать программу наполнения водохранилищ Чебоксарской и Нижнекамской ГЭС до отметок, обеспечивающих пропуск расчетных паводковых расходов в створах ГЭС, и противопаводковую защиту территорий указанных субъектов Российской Федерации.

  9. При возможных отклонениях в топливно-энергетическом балансе страны в сторону уменьшения выработки на органическом топливе и на АЭС не допускать срабатывания запасов гидроресурсов. Задача РАО "ЕЭС России" и в первую очередь ИДУ ЕЭС России, несмотря на изменение структуры топливного баланса страны, контролировать расход гидроресурсов, используя их прежде всего для обеспечения качественного и надежного функционирования ЕЭС России.

  10. В связи с реструктуризацией РАО "ЕЭС России" не допустить снижения потенциала научно-проектного комплекса гидроэнергетического профиля. Способствовать развитию научно-исследовательской, проектно-изыскательской и экспериментальной базы научно-исследовательских и проектно-изыскагельских институтов РАО "ЕЭС России".

 
Телефон: +7 (495) 225 32 32, доб. 4120
Электронная почта: info@hydropower.ru