Ассоциация организаций и работников гидроэнергетики Гидроэнергетика России
 

 

Контакты
Портал для партнеров
База данных ГЭС
Электронная Библиотека Гидроэнергетиков


 
Членство Техническое регулирование и стандартизация КОНКУРС Книги Ассоциации Архив новостей Контакты
НИОКР

В рамках Программы разработки НИОКР в 2017 году предполагается реализовать следующие проекты:

1. Разработка типового алгоритма принятия решений по изменению отметок НПУ и УМО водохранилищ, с детализацией этапов (на примере Нижнекамского водохранилища)

В настоящее время в России есть несколько водохранилищ, которые используются на непроектных отметках. В результате многолетнего водопользования на таких водохранилищах сложилась тяжелая санитарно-гигиеническая обстановка, уровень загрязнения поверхностных вод таких водохранилищ находится на уровне класса «очень загрязненная». Маловодья, обмеления и пересыхания пойменных озер, отразилось на снижении промысловой добычи водных биоресурсов. Также из-за сокращения глубин и протяженности водных путей значительные потери несет судоходство. Портовые и причальные сооружения невозможно эксплуатировать из-за отсутствия подходов и расположения их на высоких отметках. Эксплуатация водохранилищ на не проектной отметке отрицательно сказывается на надежности гидротехнических сооружений, которые разрушаются и требуют ремонта.

    В рамках данного проекта в 2017 году планируется:
  • Провести анализ и обобщение опыта мероприятий, проведенных гидрогенерирующими компаниями в целях изменения отметок НПУ и УМО;
  • Провести анализ действующего законодательства и выявить интересантов;
  • Разработать алгоритм принятия решений по изменению отметок НПУ и УМО.

2. Разработка методики модернизации существующих систем мониторинга возрастных (35-45 лет и более) гидротехнических сооружений гидроэлектростанций северной климатической зоны с учётом современных требований по обеспечению их безопасной эксплуатации

В настоящее время существующие системы мониторинга гидротехнических сооружений (ГТС) большинства возрастных гидроэлектростанций России, не в полной мере соответствуют современным нормативным требованиям. Связано это с тем, что на протяжении многолетнего периода эксплуатации, контрольно-измерительная аппаратура (КИА) с помощью которой осуществляется мониторинг указанных ГТС (в том числе и не подлежащая восстановлению, особенно - закладная), постепенно выходит из строя и морально устаревает. Кроме того, с момента их ввода в эксплуатацию существенно изменились в сторону ужесточения и нормативные требования к мониторингу ГТС. В принятых позднее, при непосредственном участии НП «Гидроэнергетика России», нормативно-технических документах [3-7] предъявляются такие требования к мониторингу ГТС, которые выполнить на возрастных ГТС чрезвычайно сложно, а зачастую и невозможно.

Главная проблема в том, что эксплуатационный персонал ГТС гидростанций, как правило, знает, в каком состоянии система мониторинга данного возрастного сооружения находится и какой она должна, быть согласно современным стандартам, но не располагает современной методикой повышения уровня мониторинга ГТС до требуемого, с наименьшими рисками и затратами.

Существующие «Рекомендации по восстановлению КИА и модернизации старых систем контроля на плотинах» П93?2001 ВНИИГ Санкт-Петербург 2001г. требуют актуализации с учётом вышесказанного.

В рамках данного проекта в 2017 году предполагается провести актуализацию основных методических рекомендаций по модернизации старых систем контроля гидротехнических сооружений ГЭС, введенных в эксплуатацию более 35 лет назад, с учетом современных требований к системам мониторинга ГТС.

3. Разработка методики оценки выбросов парниковых газов с поверхности пресноводных водохранилищ. Разработка национального стандарта по оценке выбросов парниковых газов с поверхности пресноводных водохранилищ

14 апреля 2016 г. распоряжением № 670-р Российская Федерация ратифицировала Парижское соглашение 21-й конференции сторон рамочной конвенции ООН по изменению климата. В настоящее время планируется внесение изменений в действующее законодательство Российской Федерации в части разработки порядка представления отчетности об объеме выбросов парниковых газов при осуществлении хозяйственной деятельности.

В связи с тем, что в настоящее время в действующем законодательстве не учтены обоснования углеродной нейтральности водохранилищ ГЭС, требуется разработка методики по определению эмиссий парниковых газов, а также придание ей статуса нормативного документа.
    Ожидаемый эффект:
  • снижение рисков финансовых последствий для гидроэнергетических компаний в случае установления регулирования выбросов парниковых газов крупных промышленных и энергетических организаций и компаний на основе углеродного налога в части выбросов парниковых газов пресноводными водохранилищами ГЭС.
  • упрощение процедур по согласованию (обсуждению) материалов ОВОС для проектов проектируемых, строящихся (в т.ч. реконструируемых) и планируемых к строительству ГЭС, а также в целях обоснования экологической безопасности ГЭС для российских и международных организаций.
    В рамках данного проекта в 2017 году планируется выполнить следующие работы:
  • анализ существующих методик определения (способов измерения) выбросов парниковых газов, поглощающей способности водохранилищ;
  • разработка системы классификации водохранилищ Российской Федерации по интенсивности выбросов парниковых газов в зависимости от возраста водохранилищ, от района их расположения, климатической зоны, величины, проточности и др.;
  • анализ экспериментальных данных для различных водохранилищ в целях верификации алгоритмов расчета выбросов парниковых газов водохранилищами, поглощающей способности водохранилищ в соответствии с разработанной системой классификации водохранилищ;
  • определение алгоритмов расчетов по определению /уточнению выбросов парниковых газов пресноводными водохранилищами, поглощающей способности пресноводных водохранилищ, с учетом разработанной системы классификации водохранилищ;
  • разработка методики оценки выбросов парниковых газов пресноводными водохранилищами, поглощающей способности пресноводных водохранилищ эксплуатируемых, проектируемых, строящихся и планируемых ГЭС, расположенных в различных климатических зонах на территории Российской Федерации на основе алгоритмов расчетов.


4. Разработка Методического пособия по оценке размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам в рамках реализации хозяйственной деятельности, связанной с созданием и эксплуатацией ГЭС

В настоящий момент для расчета размера вреда, который может быть причинён водным биологическим ресурсам (ВБР), используется Методика, утвержденная приказом Росрыболовства от 25.11.2011 № 1166.

Практика применения указанной Методики к условиям деятельности ПАО «РусГидро» показывает наличие в документе ряда существенных недостатков, связанных с отсутствием отражения особенностей, характерных для подвергаемой Обществом оценке намечаемой деятельности (приложение). В результате проведение расчетов размеров вреда ВБР в соответствии с Методикой не позволяет получить объективные оценки воздействия намечаемой деятельности на ВБР. Об этом свидетельствуют и результаты научно-технического анализа получаемых результатов, проводимого Обществом при участии экспертного сообщества.

В таких условиях представляется целесообразным выполнить работу по разработке Методического пособия по оценке размера вреда, причиненного водным биологическим ресурсам в рамках реализации хозяйственной деятельности, связанной с созданием и эксплуатацией гидроэлектростанций, с целью раскрытия в ней специфики гидроэнергетических проектов.
    В рамках данного проекта в 2017 году планируется:
  • Разработать техническое задание на подготовку Методического пособия, уточнив цели и задачи работы.
  • Провести идентификацию видов деятельности в рамках реализации гидроэнергетических проектов, которые могут оказывать прямое или косвенное воздействие на ВБР.
  • Определить алгоритмы и требования к технологии выполнения оценки воздействия на ВБР.
  • Определить требования к порядку обоснования проводимых прогнозных расчетов объемов воздействия на ВБР.


5. Научное и экспертное обеспечение работы по проектам МЭК
    В 2017 году в рамках проектов МЭК предполагается:
  • Определить рыночную потребность в стандартах технического комитета IEC TC4 (среди членов Ассоциации и ПК-4).
  • Организовать проведение технического перевода редакций стандартов рабочих групп технического комитета IEC TC4.
  • Создать на базе Ассоциации «Гидроэнергетика России» центр компетенций, обеспечивающий сопровождение на всех этапах разработки или обновления стандартов МЭК.
  • Обеспечить координацию членов рабочих групп ТС 4 по участию в проекте.
  • Организовать работу экспертов по направлениям деятельности технического комитета IEC TC4.
  • Провести подготовку экспертов (организаций - членов Ассоциации) для работы по проектам МЭК в Академии стандартизации метрологии и сертификации.
    Первоочередными рабочими группами ТС 4 являются:
  • MT 28 Пересмотр IEC 60041 Натурные испытания для определения гидравлических характеристик гидравлических турбин, гидроагрегатов ГАЭС и насосных-турбин;
  • МТ 32 Пересмотр IEC 60193 Гидравлические турбины, гидроагрегаты ГАЭС и насосные-турбины - приемочные испытания;
  • WG 14 Системы автоматизации ГЭС и управления турбин, пересмотр IEC 60308 и IEC 61362;
  • WG 29 Эрозия частиц. Гидравлические машины - Руководство по работе с гидроабразивной эрозией в осевых поворотно-лопастных, радиально-осевых и ковшовых турбинах;
  • WG 30 Руководство по процедурам установки гидроэнергетических машин;
  • JWG1 Механическая вибрация. Измерение и оценка вибрации машин. Часть 5. Гидроагрегаты на гидроэлектростанциях и гидроаккумулирующих станциях.


 
Телефон: +7 (495) 225 32 32, доб. 4120
Электронная почта: info@hydropower.ru